Статьи по дате

Business Week | 26 декабря 2000 г.

Не повредит ли России раздвоенние личности Путина?

Пол Старобин

Похоже, сейчас президент России движется в двух идеологически противоположных направлениях. 11 декабря он восстановил мелодию старого советского гимна в качестве нового национального российского гимна. Затем, 13 декабря, он отправился на Кубу, чтобы оживить прерванные связи между Москвой и Гаваной. Однако одновременно Путин и его правительство продолжают проводить крупные экономические реформы, в том числе реализовывать свои планы по отмене государственного регулирования в монополизированных газовом и электроэнергетическом секторах. Все это, конечно, выглядит странно: Путин делает политические шаги назад в советское прошлое и одновременно движется вперед, в направлении либеральной рыночной экономики.

Как же разгадать эту загадку? Можно назвать это "раздвоением личности". Одна половина - культурная привязанность к определенным старым советским политическим ценностям; другая - резко несоветские, прагматичные рыночные взгляды. Создается впечатление, что сам Путин никакого противоречия не замечает, что вызывает тревогу, поскольку Россия не может стать благополучным и политически безопасным государством до тех пор, пока ее лидер не объяснит четко свои намерения собственному народу, не говоря уже о правительствах других государств и иностранных инвесторах. Более того, многолетний западный опыт показывает, что это бессмысленно - давать экономическую свободу, одновременно ущемляя политическую.

Необъяснимое

Раздвоенная личность Путина приводит в замешательство не только окружающий мир, но и его собственных экономических советников. "Я не знаю, о чем Путин думал, когда утверждал старый советский гимн, - признается Олег Вьюгин, архитектор либерального экономического плана Путина, а в настоящее время - главный экономист московской инвестиционной компании "Тройка-Диалог". - Это - необъяснимая ошибка". Анатолий Чубайс, глава электроэнергетической монополии "Единая энергетическая система", также называет решение, принятое в отношении национального гимна "исторической ошибкой". Чубайс считает, что Путин должен создать новые символы для того, чтобы порвать с советским прошлым.

Однако Путин считает, что старые ценности следует уважать, для того, чтобы дезориентированное общество смогло начать двигаться куда-либо. "Если мы полностью откажемся использовать какие-либо символы предыдущих эпох, в том числе советской эпохи, нам придется признать, что наши матери и отцы жили зря, - сказал он в своем телевизионном обращении к нации 4 декабря. - Ни умом, ни сердцем я не могу согласиться с этим". Неприятно, но факт - президент испытывает сентиментальную тягу к авторитаризму, одной из наиболее характерных черт советской эпохи.

Бывший агент КГБ Путин не проявляет инстинктивных привычек демократа. Со времени мартовских выборов он ужесточил госконтроль над российским телевидением, восстановил престиж служб безопасности, помешал одному региональному губернатору, который создавал президенту политические помехи, участвовать в выборах. А как насчет обещания, сделанного Путиным 9 декабря о помиловании Эдмонда Поупа, бывшего офицера американской военно-морской разведки, обвиняющегося в шпионаже? Это жест гуманиста. Но сделан он после фактически показательного процесса, в ходе которого адвокатам Поупа запретили даже ознакомиться со всеми материалами обвинения.

Но у загадочного президента есть и еще одна сторона. Будучи холодным прагматиком, Путин понимает, что для того, чтобы в современном мире считаться серьезной силой, недостаточно одних только ядерных боеголовок, которых у России по-прежнему очень много. Еще важнее - крепкая экономика. Он понимает, что России необходимо завершить процесс перехода к рынку. Именно поэтому Путин собрал команду политиков с либеральными экономическими взглядами и выдал им лицензию на проведение структурных реформ.

Все это очень хорошо, но двойной подход - попрание политических свобод и создание свобод экономических - не приведет Россию к большим успехам. Россия - не Китай. В этой стране западные политические ценности пустили намного более глубокие корни, особенно среди политиков. Путину, если он хочет, чтобы его экономическая политика привела хоть к каким-то результатам, необходимо опираться не поддержку политической элиты. Он же своей анахронической политической программой лишает их энтузиазма.

Свобода.

Да, в стране много старых россиян, которые рады тому, что Путин возрождает советские традиции. Но если рыночные реформы приведут к появлению благополучного, уверенного в себе среднего класса, представители этого класса - особенно молодежь - наверняка потребуют дать им больше свободы, чем дает им сейчас Путин.

Поэтому президенту стоит всерьез подумать о своем раздвоении. Он должен дать своему прагматизму взять верх над сентиментальными и авторитарными политическими инстинктами. Иначе, он обречен на провал.

Источник: Business Week


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru