The New York Times | 26 декабря 2001 г.
Выход к морю нужен России как в политическом, так и в финансовом отношении
Джон Вароли
Когда президент Владимир Путин на этой неделе перережет ленточку на церемонии открытия первой очереди нефтеналивного терминала на берегу Финского залива, он тем самым преодолеет часть пути к достижению цели, которая пролегла путеводной нитью через всю российскую историю: речь идет о выходе к морю.
Благодаря открытию терминала в Приморске (расположенном в 100 милях к северо-западу от Санкт-Петербурга) появляется возможность экспорта нефти, доставленной сюда по трубопроводам с обширных нефтяных месторождений Тимано-Печорского бассейна.
Кроме того, это избавит Россию от необходимости транспортировать нефть через Эстонию, Латвию или Литву.
За последние 10 лет три государства Балтии, ранее входившие в состав СССР, получили большую прибыль от компенсаций за транзит российской нефти и сухих грузов через Таллинн, Ригу и Вентспилс, а также другие порты. По данным российских экспертов, 25% экономики Латвии и Эстонии завязано на торговлю.
Их прибыль ? это деньги, потерянные Россией. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков считает, что Россия ежегодно теряет по меньшей мере 2 млрд. долларов в результате необходимости выплачивать странам Балтии различные компенсации за транзит грузов.
Так что Россия приступила к осуществлению амбициозной программы развития своих собственных портов, чтобы покончить с зависимостью от других стран и отстоять интересы страны в регионе, ? заявил министр транспорта Сергей Франк. По словам экспертов, соображения политического характера и гордость россиян связаны с политикой настолько же, насколько и с деньгами.
России необходим порт с пропускной способностью в 240 млн. тонн в год, чтобы справиться со всем объемом импорта и экспорта, - считает Франк. Однако существующие мощности могут справиться лишь с двумя третями этого объема, и у России нет другого выхода, кроме как переправлять грузы через порты стран Балтии или, для экономии, через Украину и Черное море.
Впервые планы увеличения пропускной способности портов появились у России в начале 90-х годов, однако они не осуществились из-за финансовых проблем. После того как Путин - выходец из Санкт-Петербурга - сменил Ельцина на посту президента, а экономическое положение стабилизировалось, планы строительства терминала вновь оказались реальными, и Путин сделал эту задачу приоритетной.
Первая очередь терминала в Приморске была построена очень быстро ? за 18 месяцев вместо запланированных 4 лет. Быстрый рост экспорта российской нефти вынудил вести строительство такими темпами, которые глава "Транснефти" Семен Вайншток назвал беспрецедентными. Предполагается, что строительство второй очереди будет завершено через несколько лет. Среди других проектов, находящихся в стадии реализации, следует упомянуть строительство нового порта в Усть-Луге (это в 70 милях к юго-западу от Санкт-Петербурга), пропускная способность которого должна составить до 35 млн. тонн угля, железной руды, леса и других сухих грузов в год.
Кроме того, к 2010 году ожидается почти двукратное увеличение пропускной способности доков Санкт-Петербурга ? до 60 миллионов тонн грузов в год. Тем самым город обгонит по этим показателям Новороссийск и вновь станет крупнейшим портом России. Если Санкт-Петербургу удастся достичь этой цели, он обойдет также латвийский Вентспилс, который сейчас является крупнейшим портом на Балтийском море.
Строительство трубопровода, по которому нефть будет транспортироваться в Приморск, само по себе было огромным предприятием. Его протяженность составляет 1300 миль, и вместе с портовым терминалом он обошелся в 600 млн. долларов. Оба объекта будут находиться под контролем "Транснефти", которая оплатила большую часть расходов на строительство.
Предполагается, что ежегодно через Приморск будет проходить примерно 29 млн. тонн сырой нефти из Тимано-Печорского бассейна, минуя нынешний основной терминал для нефти с севера России, который находится в Вентспилсе.
Неясно, как на эти планы повлияет недавнее обязательство России незначительно сократить экспорт нефти, которое Москва дала в ответ на просьбу ОПЕК в попытке предотвратить дальнейшее снижение цен на нефть.
Однако большинство экспертов ожидают, что весной, после сезонного затишья, российский экспорт вновь начнет расти.
Около 15% экспортируемой российской нефти сейчас проходит через Вентспилс, где нефть и нефтепродукты составляют три четверти экспортируемых грузов.
Представитель пресс-службы Вентспилского порта Гундега Варпа заявила недавно Baltic News Service, что руководство порта понимает, что открытие приморского терминала создаст проблемы для латвийского порта.
Когда терминал в Приморске заработает на полную мощность, это "неизбежно приведет к снижению отгрузки нефти в Вентспилсе", ? подчеркнула Варпа. Отчасти из-за новой конкуренции со стороны России Вентспилс прогнозирует снижение своих доходов в 2002 году на 4/5, то есть до 5 млн. долларов.
Отдельные российские компании тоже строят свои нефтяные терминалы. В прошлом году ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" открыл в порту Санкт-Петербурга терминал стоимостью 45 миллионов долларов США, который может перекачивать пять миллионов тонн нефтепродуктов в год. Предполагается, что к 2004 году через него будет проходить 15 миллионов тонн.
Другие частные компании, а также российское правительство инвестировали 105 млн. долларов в строительства терминала для экспорта удобрений и железной дороги к санкт-петербургским докам. Строительство должно быть завершено через 2 года.
"Если правительство и частные компании продолжат инвестировать в порт нынешними темпами, то к 2010 году мы достигнем нашей цели и удвоим объем перевозимых грузов до 60 миллионов тонн в год", - говорит советник генерального директора санкт-петербургского порта Юрий Погнаев.
По крайней мере на начальном этапе новые российские терминалы будет менее конкурентоспособными по сравнению с другими портами в странах Балтии, где докеры имеют больший опыт работы и лучшие отзывы, чем в Санкт-Петербурге, где, по словам многих отправителей грузов, процветает коррупция.
Некоторые порты в странах Балтии осуществляют свои собственные проекты модернизации, а их налоги и таможенные пошлины заметно ниже, чем российские.
Кроме того, российские проекты столкнутся с трудностями, полностью преодолеть которые не удастся с помощью одних лишь инвестиций, подготовленного персонала и других факторов, связанных с деятельностью человека.
"Географически страны Балтии находятся в более выгодном положении, так как они ближе к Европе, и их порты обладают более глубокими акваториями, - подчеркнул старший эксперт Леонтьевского центра социально-экономических исследований Лев Савулкин. - А российские порты находятся в мелкой части Финского залива".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях