The Independent | 26 декабря 2007 г.
Скончался величайший джазовый пианист современности
Эндрю Гамбел
Он играл с Билли Холидей и Эллой Фицджеральд, с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи. Он выступал вместе с Queen и написал сюиту для свадьбы принца Чарльза с Дианой. Оскара Питерсона знали в первую очередь как пианиста-виртуоза, способного извлекать из клавиш целый каскад звуков и ритм, которые сделали его одним из знаковых джазменов своего поколения.
Вчера стало известно, что Питерсон скончался в Торонто из-за отказа почки, и соболезнования стали приходить со всего мира. Покойному было 82 года.
Херби Хэнкок, единственный, кого можно назвать его наследником из числа величайших пианистов в джазе, говорит, что Питерсон "по-новому открыл свинг для джазовых пианистов второй половины XX века. Он великолепно соблюдал равновесие между техникой, блюзовыми акцентами и нежностью. Никто и никогда не сможет занять его место".
Питерсон был необычным человеком во многих смыслах: он был канадцем, но играл в стиле, где преобладают американцы, он был джазистом, который пришел к свингу и блюзу, получив классическое образование. Оскар Питерсон так и остался единственным канадцем в истории, чье изображение появилось на почтовой марке при жизни. На протяжении всех 60 лет творчества он не забывал о своей родине, как тогда, когда в 1964 году сочинил прославленную Канадскую сюиту.
"Я всегда считал его национальным достоянием Канады, - говорит его друг и коллега Оливер Джонс. - Вся Канада оплакивает его и соболезнует его семье".
Впервые Питерсон продемонстрировал свои выдающиеся способности еще мальчиком. Он пошел по стопам отца, Дэниела, который был музыкантом-любителем, работал железнодорожным грузчиком и считал, что музыка позволит детям выбраться из нищеты.
Но юный Оскар считал себя скорее бейсболистом, а не музыкантом: он быстро выполнял задания, которые давал отец по музыке, чтобы поскорее вернуться на игровую площадку. В то же время он научился ценить джаз, который слушал по радио рано утром, когда родственники еще спали.
Уже подростком он покорил публику в Монреале своей "несимметричной" техникой, которой научился у уроженца Венгрии, классического пианиста Пола де Марки. Питерсон преклонялся перед Артом Татумом: когда молодой музыкант впервые услышал его игру, то был так поражен, что даже хотел выбросить собственное пианино в окно.
В возрасте 20 с небольшим лет Оскар привлек внимание Нормана Гранца, американца, который занимался поиском талантливых артистов. Он и привез пианиста в нью-йоркский Карнеги-холл. Питерсону удалось завести публику, ненадолго появившись во время вечернего представления, в котором участвовали многие знаменитые джазовые музыканты той эпохи.
Он никогда не оглядывался назад. Музыкант создал "Трио Оскара Питерсона" вместе с басистом Рэем Брауном, с которым играл в Карнеги-холле, и гитаристом Хербом Эллисом, после чего начал записываться в студии, чем занимался долго и продуктивно. На счету Питерсона восемь премий "Грэмми", в том числе награда за общий вклад в музыку.
Он играл с Билли Холидей, когда та принимала героин, - это было одним из самых неприятных воспоминаний Питерсона. К нему обращались практически все великие исполнители эпохи бибопа. Дюк Эллингтон называл его "махараджей клавишных". Каунт Бейси говорил, что Питерсон играет "на клавишах лучше, чем все, кого я слышал".
Питерсон говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки - джазовая импровизация. "Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей - безрассудное предприятие, - писал он. - Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении - полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься".
Он сбавил темп лишь после того, как в 1993 году пережил инсульт - левая рука стала плохо слушаться. Однако Питерсон продолжал выступать и записываться, используя правую руку там, где уже не справлялась левая.
И все же, как отметил однажды пианист Бенни Грин, "Оскар одной рукой способен сыграть так, как многие не могут и двумя".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях