La Stampa | 26 декабря 2007 г.
Под елкой пропал средний класс
Эммануэля Минуччи
И вот мы накануне. Но накануне чего? Какие рождественские подарки найдут итальянцы под елкой? Если правда то, что в серебристой бумаге отражается социально-экономическое состояние страны, то мы видим "трехскоростную" Италию: страна супербогатых, которые заказывают сумочки за 100 тысяч евро и больше (да-да, такие существуют, например Kelly от Hermès из крокодиловой кожи, украшенная бриллиантами), страна новых бедных, которые встают в очереди в "99 cent shop", и страна среднего класса, который на одно жалованье, достигшее исторического минимума покупательской способности, рассчитывает приобрести подарок полезный и общий - телевизор с плазменным экраном или корзинку пасты Gragnano.
"Вот и объяснение причины, по которой магазины Милана, столицы моды, в этом году переживают кризис, в то время как у бутиков Louis Vuitton постоянно очередь, и в ней можно увидеть не только японцев", - объясняет эксперт Валентина Вентрелли, возглавляющая отдел моды в маркетинговых исследованиях, проводимых Future Concept Lab.
По словам исследовательницы, в 2007 году еще больше расширились "ножницы" между теми, кто тратит головокружительные суммы, и теми, кто с 13-й зарплаты оплачивает кредит. "Сегодня так называемый средний слой стал более внимательным и действующим более осознанно, - говорит Вентурелли, - а "жертвы моды" урезали расходы. Вам нужен пример? Если в прошлом году дарили сумку от Prada, то в этом году довольствуются мишкой-ключницей той же марки: под елку кладут фирменный подарок всего за сто евро и при этом резко урезают бюджет".
Таким образом, на Рождество 2007 года, с правительством, которое чудом не развалилось, а 60,7% итальянцев, по данным Isae, Института исследования и анализа экономики, "чувствуют себя бедными", покупки тоже стали отражением определенной неуверенности: "Заработная плата не выдержала ритма инфляции, - объясняет социолог Кьяра Сарачено, - и проблемы - вот они, в ожидании решения. Поэтому нормально, что перед лицом международного сообщества, которое включает в себя новых богатых с Востока, намеренно демонстрирующих свое стремление к шикарной жизни, средний класс отменил сюрпризы в пользу полезных приобретений, о которых объявлялось задолго до праздника. Перед нами не список свадебных подарков, но почти: и с подарками детям больше не рискуют - их почти заставляют писать на бумаге, что они хотят".
Профессор Сарачено, которая в этом году купила (в Берлине, и покупка пока еще не доставлена) эргономическое кресло, которое она подарит мужу, настаивает на необходимости отказаться от ненужных подарков: "Мы надеемся, что эпоха бездумных трат и транжирства завершилась, эпоха, когда детишки утром у рождественской елки не знают, какой подарок открыть первым, тогда как всем известно, что правильный подарок - только один, и превращать ковер перед рождественской елкой в магазин игрушек непедагогично. Об этом знают все, но продолжают это делать".
Роскошь остается прерогативой немногочисленных супербогатых, а средний слой превращает в рождественский подарок такую покупку, как бытовой электроприбор или гастрономическая корзинка, свидетельства этого поступают и от владельцев больших бутиков, которые имеют дело с Prada, Gucci и Dolce&Gabbana. "Тенденция этого Рождества уже понятна, - говорит Джорджина Сивиеро, туринская предпринимательница, - в этом году мы получили приблизительно такие же доходы, как и в прошлом, но чеков при этом пробили гораздо больше".
Иными словами, бюджет тех, кто на Рождество идет в бутик, а не в супермаркет, также сократился. "Если в прошлом году женам покупали баульчик от Prada, то в этом году они довольствуются медвежонком- ключницей, продолжает Сивиеро, а может быть, сумочку заменит миксер или кофе-машина".
Да, подарки полезные и "общие" - вот еще одна тенденция Рождества 2007 года, подарок, которым будут пользоваться все и который удовлетворит всю семью. "Когда это телевизор с плазменным экраном, - рассказывает социолог Вентрелли, - ты делаешь дорогую покупку, но одновременно доставляешь удовольствие большему количеству людей. Это способ, как верно достичь цели и сэкономить энергию".
И вот родителям жены (мужа) покупается микроволновая печь, детям - новые двухъярусные кровати, друзьям - бонус для посещения супермаркета. И эта формула была с успехом протестирована в храме вкуса Eataly в Турине, где продаются экологически чистые продукты марки Slowfood: "Прекрасно расходятся целевые абонементы на покупку свежего хлеба из печи или молока из-под коровы".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях