Los Angeles Times | 26 декабря 2013 г.
Шпионские войны: американцы должны знать больше, чем рассказал Сноуден
Сет Розенфельд
Благодаря Эдварду Сноудену мы узнали многое о том, чем втайне занималось Агентство национальной безопасности (АНБ) США. В результате Конгресс, Федеральный окружной суд и Белый дом обдумывают, как обуздать АНБ и защитить тайну частной жизни американцев. Однако ответить на главные вопросы о том, как разведслужбы США используют АНБ, еще предстоит, пишет Сет Розенфельд в The Los Angeles Times.
Администрация Обамы заявляет, что действия АНБ законны и жизненно необходимы для защиты страны от терроризма. Во времена холодной войны из похожих соображений разведслужбам уже предоставляли обширные полномочия и право действовать негласно, что привело к нарушениям конституционных прав граждан.
Лишь после Уотергейтского скандала и публикаций в СМИ, основанных на утечках секретной информации, Конгресс провел первые и на сегодняшний день самые детальные общественные слушания о том, как деятельность разведслужб нарушает права американцев, говорится в статье.
В середине 1970-х комиссия Чёрча, названная так по имени председателя - сенатора-демократа от штата Айдахо Фрэнка Чёрча, опубликовала шокирующие результаты расследования, которые не утратили актуальности и сегодня. Выяснилось, что под руководством Эдгара Гувера ФБР следило за сотнями тысяч американцев, выступавших против политики правительства, под предлогом того, что они действовали по указке Кремля.
ФБР не ограничилось слежкой и организовало спецооперацию COINTELPRO для "разрушения" и "нейтрализации" протестного движения. При этом методы, разработанные для борьбы с иностранными противниками, использовались против студентов, борцов за гражданские права и лидеров ненасильственных протестов вроде Мартина Лютера Кинга.
Давно пришло время созвать новую комиссию Чёрча, чтобы выяснить, какую информацию собирает АНБ и как другие агентства ее используют, полагает автор.
Журналист предлагает выяснить не только то, какие данные собирает АНБ, но и как другие разведывательные агентства их используют. Следит ли АНБ за американскими гражданами и организациями, участвующими в протестном движении, такими, как Occupy? Следит ли оно за иммигрантами, например за мусульманскими общинами, которые страдают от назойливого внимания со стороны ФБР? Используется ли АНБ для сбора информации об академических сообществах, которые являются естественными узлами инакомыслия? Информацию о каких американских гражданах запрашивали у АНБ другие разведслужбы и с какими целями?
"Разоблачения Сноудена побудили власти пересмотреть масштабы слежки АНБ, однако история учит нас, что для настоящей реформы требуется публичный отчет о том, как именно разведслужбы использовались против американцев", - заключает Розенфельд.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях