Newsweek | 26 февраля 2004 г.
Его уволили
Фрэнк Браун
Неожиданное решение Владимира Путина отправить правительство в отставку даст Западу некоторое представление о будущем политическом курсе российского президента
Заявление было кратким и строгим. Во вторник Владимир Путин появился на национальном телевидении, чтобы объявить об отставке правительства и оживить предстоящие президентские выборы, на которых он наверняка победит. "В соответствии со статьей 117 российской конституции сегодня я решил отправить правительство в отставку", - холодно произнес российский президент.
В результате президент оказывается на перепутье. По российским законам он должен назначить новое правительство в течение двух недель. Его выбор будет знаком того, куда бывший полковник КГБ хочет вести страну: к рыночной демократии или авторитарному капитализму. Среди основных претендентов на пост - люди, служившие с Путиным в советской тайной полиции, и реформаторы из его родного Петербурга.
"Процесс авторитарной модернизации уже идет. Если он выберет либерального реформатора, то это будет сделано ради Запада", - заявил Андрей Пионтковский из московского аналитического Центра стратегических исследований.
Выбранное Путиным время застигло страну врасплох, но едва ли эта новость оказалась неприятной. Январский опрос московской службы ВЦИОМ показал, что рейтинг правительства Михаила Касьянова составляет 37%, тогда как популярность самого президента достигает 77%.
В среду, на совещании с уволенным правительством, Путин более подробно, хотя все равно туманно, объяснил свое решение. Он упомянул политические и административные причины, в том числе свое желание дать парламенту дополнительное время на обсуждение предложенной им кандидатуры премьер-министра.
"Консультации с парламентским большинством потребуют усилий и могут включать в себя элемент неуверенности", - заявил он. Это объяснение озадачило политических аналитиков, которые подчеркивают, что любое предложение Путина пройдет в Думе, где Кремль имеет значительное большинство.
Другое объяснение, предложенное Путиным в среду, более осмысленно: избиратели, голосуя на мартовских выборах, должны иметь максимально полную картину. Путин, который, по последним опросам, может получить 80% голосов, возможно, хочет получить самые широкие полномочия для проведения непростых экономических реформ в течение второго срока.
Слухи об отставке Касьянова, имеющего сильные связи с российскими олигархами, ходили несколько лет. То, что на принятие этого решения ушло столько времени, свидетельствует об осторожности Путина. Политическая звезда Касьянова закатилась осенью, когда он назвал арест самого богатого человека России, главы ЮКОСа Михаила Ходорковского вредным для развития экономики страны.
Касьянов, которого уведомили об отставке за несколько часов, без особого рвения защищал свою работу, заявив в среду: "Четыре года правительство работало неплохо, и страна добилась хороших результатов".
Среди основных претендентов на его пост называют Алексея Кудрина, бывшего заместителя Касьянова, который в 1990-е годы работал с Путиным в Петербурге. Кудрин действовал как представитель Путина в экономических вопросах, которые президент ставит в число главных приоритетов.
Исполняющим обязанности премьера во вторник был назначен другой вице-премьер, Виктор Христенко. Это искусный игрок в кремлевской политике, но критики сомневаются в его умении руководить огромным бюрократическим аппаратом.
Стивен Дашевский, московский аналитик группы ATON, считает, что и того и другого "хорошо примут" в российских финансовых кругах. "Премьер-министр прежде всего должен понимать, как работает экономика, чтобы быть двигателем реформ", - говорит Дашевский.
Другим кандидатом, который понравится Западу гораздо меньше, является министр обороны Сергей Иванов, бывший офицер КГБ, потерпевший фиаско в попытках реформировать российскую армию.
Выбор Иванова был бы ошибкой, считает аналитик Станислав Белковский. "Нужен человек с имиджем либерала, - говорит Белковский из московского Национального совета безопасности, аналитического центра, который снова хочет видеть Россию мировой державой. - Это не должен быть выходец из армии или спецслужб. Не хочется раздражать Запад и иметь конкурента для Путина".
В среду политические аналитики говорили, что Путин, вероятно, назовет имя нового премьер-министра уже на этой неделе, чтобы Дума успела утвердить его кандидатуру до выборов 14 марта. Неожиданная смена правительства также призвана привлечь интерес к президентской кампании. Поскольку победа Путина очевидна, апатия среди избирателей сильна.
Как будто желая высветить отсутствие конкуренции, два наиболее серьезных противника Путина во вторник заявили, что подумывают об отказе от борьбы. Ирина Хакамада, которая, по последним опросам, набирает менее 5%, пожаловалась, что "борьба идей и альтернатив становится невозможной. Если это не изменится, а не исключаю возможности отказа от участия в выборах".
Избирательный штаб Сергея Глазьева, бывшего коммуниста, программа которого основана на налогообложении олигархов, заявляет, что Путин нечестно использует эфирное время, и также грозится выйти из гонки. В зазеркалье российской политики это будет плохо для Кремля, который хочет, чтобы Глазьев и Хакамада участвовали в выборах, обеспечивая им легитимность и явку избирателей.
Отставка правительства, первая за четыре года президентства Путина, напоминает о том, как сильно он отличается от своего предшественника Бориса Ельцина. За последние 19 месяцев своего беспокойного президентства Ельцин сменил четырех премьер-министров.
Встретившись в среду с отправленным в отставку правительством, Путин бросил камешек в огород Ельцина, заявив, что президент России впервые встречается с правительством после отставки, так как "все предыдущие события такого рода сопровождались конфликтами и проблемами". Для уволенного Касьянова это слабое утешение.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях