Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 26 февраля 2004 г.

Многоходовая комбинация в Кремле

Томас Авенариус

Политические наследники Бориса Ельцина теряют свою власть

При просмотре репортажа о передачи власти становилось очевидно: Борис Ельцин уходил с политической сцены не совсем добровольно. Под сопровождение пропитанной слезами прощальной речи в предновогодний день 31 декабря 1999 года стареющий российский президент мастерски с точки зрения драматургии ввел в игру своего преемника Владимира Путина.

Однако замена Ельцина на его тогдашнего премьер-министра Путина, который позже подтвердил свое право на президентское кресло на всенародных выборах, лишь внешне выглядела гладкой. Очевидно, что за кулисами были достигнуты кое-какие договоренности.

Так, Ельцин от бывшего офицера КГП Путина для себя и своей семьи добился не только иммунитета от уголовного преследования. Он и его "семья" в лице богатейших и влиятельнейших бизнесменов и олигархов, очевидно, потребовали сохранения и продолжения основных направлений ельцинской политики.

Давление на олигархов

Теперь, когда переизбрание Путина 14 марта гарантировано, глава Кремля хочет позиционировать свой второй срок как независимый. Поэтому решение отправить в отставку правительство Михаила Касьянова, человека Ельцина, за три недели до президентских выборов, он обосновал следующим образом: "Решение продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны".

Конечно, договоренности между Ельциным и Путиным не были зафиксированы в письменном виде. Однако можно исходить из того, что они относились только к первому президентскому сроку Путина. Путин, сильно укрепивший свою власть в последнее время, постоянно усиливал давление на людей Ельцина уже во время своего первого срока.

Оно было направлено как на олигархов, так и на тех политиков и бюрократов, которые считались в Кремле и кабинете министров представителями экономически могущественного клана Бориса Ельцина.

Сначала Путин при помощи прокуратуры отправил в эмиграцию имевших серьезное политическое влияние медиамагнатов Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Таким образом он получил контроль над телевидением на территории всей страны, что имело для него большое политическое значение.

Затем он взялся за самого богатого человека в России: владелец 8-миллиардного состояния нефтяной магнат Михаила Ходорковский был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов; на самом же деле он проявил слишком много собственных политических амбиций.

Еще прежде бесследно исчез министр путей сообщения Николай Аксененко, тоже важная фигура при Ельцине.

Наконец, осенью 2003 года закончилось время одного из самых главных приближенных Ельцина - Александра Волошина, всемогущего главы администрации президента. Эта структура намного более влиятельна, чем кабинет министров, именно здесь вершится политика России.

Отставка премьер-министра Касьянова, тоже имевшего репутацию друга олигархов, кажется, станет заключительным па в многоходовой комбинации Путина в Кремле.

В данном случае речь идет не только о людях, но, прежде всего, о политике: президентство Ельцина носило на себе отпечаток вседозволенности олигархов, которые приобрели непомерное богатство и влияние путем приватизации советской промышленности, добиваясь для себя при поддержке Кремля льготных условий, прибрав в результате к рукам основные российские сырьевые предприятия.

Путин, напротив, не хочет видеть это богатство в руках нескольких "непатриотичных" магнатов. Он выдвинул лозунг экономического, политического и военного возрождения России. Выступая против олигархов и их подручных, он хочет гарантировать государству доступ к нефти и газу.

Хочет ли он при этом лишь разрушить олигархическую систему или же желает загнать в узкие рамки рыночную экономику и пересмотреть итоги приватизации, пока сказать трудно.

Политический курс Путина в течение второго срока может усилиться. "Управляемая демократия" шагнула далеко вперед: Госдума превратилась в однопартийный парламент, а путинская партия "Единая Россия" доминирует на политической сцене. Средства массовой информации сделались ручными, спецслужбы определяют российскую политику по всем основным вопросам.

Таким образом, Путин отличается от Ельцина по всем важнейшим пунктам: осуждаемый за свою непредсказуемую, иногда полумафиозную политику Ельцин пытался уничтожить бывшие советские спецслужбы. Свободу печати он тоже уважал.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru