Статьи по дате

The Wall Street Journal | 26 февраля 2007 г.

Женщины, которые плохо себя ведут

Мерисса Марр

Неверная жена, злобная начальница, эмоциональный вампир: почему зрелые, порочные и могущественные женщины оказались в центре внимания в нынешней гонке за "Оскаром"

Джуди Денч в свое время уже играла мрачных персонажей, но мало кто из них был так ядовит, как Барбара Коветт из "Записок об одном скандале". Угрюмая школьная учительница с плохой стрижкой и толстыми лодыжками, Коветт описывает себя как "хронически недоласканную", когда охотится за молодой коллегой. Она за глаза называет еще одну - полную - коллегу "свиньей в панталонах" и признается в закадровом комментарии: "Лазанья обычно не ладит с моим кишечником".

Дьявольский персонаж миссис Денч оказался в хорошей компании. Она - одна из пяти претенденток на награды киноакадемии за лучшую женскую роль, и все это - женщины, которые ведут себя плохо. Начиная от стервозной редакторши модного журнала, которую играет Мерил Стрип в "Дьявол носит Prada" и заканчивая неверной женой Кейт Уинслет в "Маленьких детях", все номинантки этого года играют женщин, которые ущербны, колючи и часто непривлекательны в моральном отношении. Возможно, самое нехарактерное для Голливуда обстоятельство - то, что три из претенденток на звание лучшей актрисы относятся к контингенту американской ассоциации пенсионеров: Стрип 57 лет, Хелен Миррен - 61, а Денч - 72.

Номинантки этого года знаменуют колоссальную перемену в индустрии, которую всегда ругали за то, что женщинам достаются второстепенные, тихие роли "до 40". Награда "лучшей актрисе" почти всегда доставалась за какой-нибудь традиционный образ. За последние 20 лет среди победительниц был легковесные романтики (Гвинет Пелтроу во "Влюбленном Шекспире"), героини (Джулия Робертс в "Эрин Брокович") и исполненные сочувствия борцы за правду (Сьюзен Сарандон в "Мертвец идет").

В этом году леди составляют свой собственный, особый класс. Среди претенденток на звание лучшей актрисы есть еще и Пенелопа Крус в "Возвращении" - портрет матери, представляющей рабочее сословие, которая скрывает убийство своего мужа, засунув его в морозильник. Фавориткой является Хелен Миррен, играющая Елизавету II в "Королеве". Она изображает сурового монарха, намеренного сохранить присутствие духа после смерти принцессы Дианы, несмотря на упреки британской публики в том, что она холодна и бесчувственна.

Эти роли отражают желание аудитории видеть больше реализма и неоднозначности в киноперсонажах. Хотя Голливуд в последние годы отчаянно пытался привлечь толпы на свои высокобюджетные и часто схематичные, "попкорновые" картины, зрители показали, что они более восприимчивы к острым историям с неприукрашенными героями, говорят авторы фильмов. Они считают также, что зрители хотят видеть женщин в главных ролях, которые долгое время доставались только мужчинам.

Выглядит как королева

Из-за этого создатели фильмов стали обхаживать талантливых и известных актрис, многие из которых прославились в 1960-е и 1970-е годы и которые жаждали сыграть более интересных героинь. Сценаристы стали писать роли прямо под них. "Королева" возникла после того, как один из продюсеров заметил, насколько сильно Миррен похожа на королеву Елизавету II.

"Киношники пишут роли для женщин, которые не вписываются в стандартные рамки романтической комедии или партнерши главного героя - мужчины", - говорит Эми Израэль, глава Paramount Vantage, подразделения Paramount Pictures, выпускающего в этом году несколько картин с сильными и агрессивными главными героинями.

Конечно, такие роли были и раньше. В 1950 году Бетти Дэвис покорила Голливуд своей реалистичной игрой в роли стареющей актрисы в фильме "Все о Еве". Дэвис тогда было за 40, и она к тому времени уже долго жаловалась на то, что Голливуд ее списал. В том же году Глория Свенсон произвела фурор ролью потрепанной кинозвезды в "Бульваре Сансет". На церемонии 1991 года чокнутая маньячка Кэти Бейтс из "Мизери" победила Джулию Робертс с ее проституткой-с-золотым-сердцем из "Красотки". Ближе к нам по времени Шарлиз Терон получила награду за свою яростную проститутку, превратившуюся в серийного убийцу, из "Чудовища". Но редко случалась такая дружная компания, как букет нынешних оскаровских номинанток.

Зрители могут рассчитывать на продолжение этой тенденции. Ожидается, что Миррен вернется в "Делателях ангелов" - фильме о превращающихся в убийц женщинах в британской сельской общине; их мужья на войне, а они тем временем влюбляются в немецких военнопленных. Николь Кидман и Дженнифер Джейсон Ли изображают непростые отношения сестер в "Марго на свадьбе". В "Другой девице Болейн" Натали Портман играет безжалостную интриганку Анну Болейн, которая крадет короля Генриха VII у своей беременной сестры Мэри. Зрители увидят еще одно знакомое имя, Джуди Кристи: в фильме "Вдали от нее" она играет женщину с болезнью Альцгеймера, которая мучает своего мужа, влюбляясь в прикованного к инвалидному креслу немого.

Это знаменует отход от прописных истин, действовавших еще несколько лет назад и утверждавших, что жаждущие "Оскара" актрисы должны играть героин с безупречным моральным обликом. Кейт Уинслет сама высмеяла этот стереотип, появившись в качестве приглашенной актрисы в комедии 2005 года о закулисной жизни актеров. Уинслет рассуждает там о том, что ей гарантирован памятник за роль набожной монашки в фильме о Второй мировой войне. "Если вы делаете фильм о Холокосте, вам гарантирован "Оскар", - заявляет она. Дальше в этой сатирической картине она видит девушку с церебральным параличом и советует другому актеру обратить на нее внимание. "Это еще один способ победить, - говорит ее персонаж. - Дэниел Дей-Льюис в "Моей левой ноге"? "Оскар". Дасти Хоффман в "Человеке дождя"? "Оскар".

Патрик Марбер, адаптировавший для экрана "Записки об одном скандале", говорит, что зрители заскучали от искусственного совершенства, которое обычно изображал Голливуд. "Зрители не хотят беззубых версий", - считает он. Когда дело дошло до Коветт, Марбер не сдерживался. Более того, он заострил характер из бестселлера Зоэ Хеллер. "Она откровенно порочна", - говорит писатель, номинированный на "Оскар" за свой сценарий.

Джуди Денч тоже не побоялась физического преображения. В одной из сцен она показана в ванне, где ее дряблые руки с пигментными пятнами перекинуты через край ванны, когда она затягивается сигаретой. Что касается Миррен, то она прибегла к морщинам, накладкам и старомодным нарядам. В "Дьявол носит Prada" одна из самых поразительных сцен - это когда персонаж Мэрил Стрип, надменная, властная и безукоризненно одетая главный редактор модного журнала, показана обессиленной и без макияжа в тот момент, когда она узнает, что ее последний муж хочет с ней развестись. Пенелопа Крус изрядно поработала над своими формами с помощью накладок и сделалась "безобразно красивой". Даже дневной любовник Кейт Уинслет в "Маленьких детях" описывает ее брови как слишком густые, а тело - как далекое от совершенства.

Сценарист "Вавилона" Гильермо Арриага говорит, что кинолюбителей все больше привлекают сложные персонажи со всеми человеческими качествами, поскольку их собственная жизнь становится все более стерильной - это жизнь со встречами в сети, а не лично, в которой люди даже оторваны от того, как возникает их собственная пища. "Людям не хватает настоящего человеческого опыта", - говорит писатель мексиканского происхождения, номинированный за свой сценарий. Он считает, что зрители по-прежнему хотят испытать чувство надежды, но отправившись за ним в более "мрачные места".

Возможно, и другие факторы подготовили зрителей к несовершенству. Бум телевизионных реалити-шоу, в том числе таких, как "Красавицы и умники", в которых социально неадекватные мужчины унижают себя, пытаясь научиться завоевывать женщин, показал, что неприглядные характеры тоже пользуются спросом. Подъем индустрии DVD способствовал нарастанию искушенной аудитории, поскольку большему количеству людей стало доступно большее число фильмов. А студии отточили свое мастерство в области независимого кино, научившись продавать более прихотливый товар.

Политически некорректный

По словам Линды Уильямс, профессора киноведения из Университета Калифорнии в Беркли, тот факт, что многие недавние фильмы с женщинами в главных ролях не укладываются в так называемый феминистский канон, который мы видели в фильмах 1970-х годов вроде "Элис здесь больше не живет" (сильные женщины, отстаивающие право на счастливую долю), говорит также об изменении роли женщин в кино.

Например, в "Маленьких детях" персонаж Уинслет не порывает со своей несчастливой жизнью. Вместо этого она возвращается к ней. Роль Денч - интриганки с подавленные лесбийскими склонностями - была бы сочтена неполиткорректной 20 лет назад. А сегодня ее сочтут просто "неоднозначной".

Но есть в этих ролях и фактор "Хиллари Клинтон": сделавшая карьеру женская аудитория хочет видеть влиятельных женщин. Интересно, что и мужчины тоже хотят их видеть. "Это сильные, могущественные, резкие, упрямые женщины, - говорит продюсер Бо Флинн. - Парни считают, что это сексуально". А Марбер добавляет: "Мужчинам нравится смотреть на активных женщин в главных ролях больше, чем на пассивных плакс".

Конкурс этого года также стал сдвигом для тех актрис, которые давно жалуются, что после 50 лет не могут найти себе приличные роли. "Поколению бэби-бума сейчас исполняется 60, - говорит профессор киноведения в Нью-Йоркском Университете Роберт Скляр. - Отчасти это факт демографии, но надо отметить, что эта группа отличается выраженным самосознанием - некоторые сказали бы даже "нарциссизмом" - и им интересно увидеть себя в кино и в качестве немолодых людей".

Профессор психологии и директор Стэнфордского центра долголетия Лора Карстенсен отмечает, что среди стареющего населения естественно наблюдается "перекос" в сторону женщин. Кроме того, пожилые люди ищут иных развлечений. "С возрастом мотивация людей меняется, - говорит она. - Они ищут больше смысла".

Киноакадемики тоже стареют, что должно быть на руку актрисам старшего поколения. Тем не менее Денч может не выдержать конкуренции с Миррен, получившей награду Гильдии киноактеров, которая обычно является "предвестником" "Оскара". Джуди Денч не сможет посетить церемонию вручения наград из-за операции на колене.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru