The Christian Science Monitor | 26 февраля 2008 г.
Какого будущего хочет российская молодежь
Криста Кейс Бриант
Каждое утро, когда Кирилл Щитов, одетый в хороший костюм, в модных ботинках, спешит на работу, на горизонте ему открывается вид на Кремль. Он постоянно напоминает молодому человеку о конечной цели: получить высокий пост за этими высокими стенами.
Но до этого пока далеко, признает юноша, скромно улыбаясь. Разговор проходит в комнате у Кирилла, и за спиной у хозяина висит плакат с Чарли Чаплином. Хотя Щитову лишь 22 года, он уже стал восходящей звездой в партии президента Владимира Путина "Единая Россия". В прошлом году, будучи ответственным за связи с общественностью в московском отделении партии, он участвовал в организации более 50 мероприятий. В их числе был 15-тысячный митинг на Красной площади в поддержку молодых кандидатов партии - почти дюжина из них попала в парламент.
Поколение Щитова - родившееся в разгар экономических и социальных реформ Михаила Горбачева - должно было, как надеялись либералы, продолжить начинания Горбачева. Однако вместо этого молодежь поддержала человека, который стал сворачивать демократические реформы во имя стабильности, процветания и мощи России. На воскресных выборах молодые россияне - 92% из них одобряют деятельность Путина - вместе с Щитовым, как ожидается, выразят одобрение восьмилетней работе президента, проголосовав за его преемника.
Это поколение Путина: молодые, часто приземленные люди, которые с оптимизмом оценивают будущее своей страны. Они с энтузиазмом относятся к демократии, которую понимают скорее как высокий уровень жизни, а не как "сдержки и противовесы" или свободу слова. С тяжелыми советскими временами они знакомы лишь по учебникам истории, зато помнят, какие трудности пришлось пережить их родителям в 1990-е. Сами же они живут в России, где открыты беспрецедентные возможности, - то, какие это возможности, определил своими действиями за прошедшие восемь лет Путин.
В ближайшие три дня наша газета расскажет о карьере и взглядах трех молодых москвичей, чья жизнь свидетельствует о радикальных политических и экономических изменениях, произошедших в России за последние десять лет.
Кирилл Щитов в своей молодежной организации стремится закрепить курс Путина. Юлия Барабашева собственными глазами видела, как непросто дается богатство, когда занялась предпринимательством и решила открыть салон красоты. А Анастасия Чуковская сейчас переживает последствия решения уйти из политической журналистики: по словам девушки, в условиях авторитаризма это бесполезное занятие.
Путинская Россия: гордая, стабильная, богатая
Мало кто из сверстников Щитова столь же увлечен политикой, как он, однако подавляющее большинство разделяет взгляды его партии, считающей, что Путин - сильный лидер, превративший Россию в стабильную процветающую страну, с которой необходимо считаться на международной арене.
"Мы поддерживаем политический курс, начатый Путиным", - рассказывает Щитов. Он любит читать, высоко оценивает Петра Великого - царь, по его мнению, был "настоящим примером гордости за свою страну". Нравится Кириллу и Сталин, руководитель, который мог решить любую проблему, даже победить Гитлера, "с помощью жестких мер". Восхищается он и Франклином Рузвельтом - тот, по словам Щитова, сделал США сильной страной. Современный герой для него - Путин.
После того, как в 2000 году бывший агент КГБ стал президентом, валовой внутренний продукт России увеличился вчетверо - с 260 млрд долларов до 1,25 трлн. Резервы страны - около 500 млрд долларов - в 12 раз больше, чем те, что были в 2000-м. Богатство, накопленное благодаря десятикратному увеличению цен на нефть, привело к тому, что реальные доходы выросли вдвое. Инфляция упала с 18% до 12%.
Из-за этого процветания стало усиливаться чувство стабильности, пришедшее на смену десятилетию экспериментов с либеральной демократией, которые абсолютно истрепали населению нервы. В ходе быстрой приватизации богатое меньшинство заполучило огромные активы, а 40% населения оказались в бедности. Слабевший с каждым годом Борис Ельцин то и дело вгонял своих соотечественников в краску пьяными выходками за границей.
Путин, в отличие от него, сосредоточил власть в своих руках, отстранил от политики олигархов наподобие бывшего главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и занял жесткую внешнеполитическую позицию по таким вопросам, как поставки энергии.
"Нужно отдать Путину должное за улучшение уровня жизни, возвращение России на мировую арену, за то, что он поставил политику под контроль, не расколов общество", - говорит Маша Липман, политолог Московского центра Карнеги.
"Молодая гвардия" за работой
В московской штаб-квартире "Молодой гвардии", входящей в "Единую Россию", Щитов с апреля стал отвечать за связи с общественностью и молодежью. Сидя во главе сияющего деревянного стола, он руководит совещанием, в котором участвуют с десяток его заместителей. После очередного долгого дня, в любимом кафе за углом от дома, усталый Кирилл рассказывает о своей задаче: вырастить новое поколение лидеров, которые смогут развить импульс президентства Путина.
По мнению Щитова, в развале Советского Союза виноваты старые политики, у которых не было новых идей. С февраля прошлого года молодой человек участвовал в создании неофициальных молодежных парламентов в 104 из 125 районов Московской области. Он получил ценный политический опыт, работая депутатом столичного молодежного парламента. Собрание заседало каждый месяц и за прошлый год провело 46 из 76 своих поправок к законам, касающимся молодежи, в городском парламенте - это удалось благодаря регулярным встречам с депутатами.
В 2007 году он даже получил премию в области "развития институтов гражданского общества" в конкурсе молодежных проектов, который финансировала администрация Путина - сам Щитов понимает, что некоторые воспримут эту инициативу как горькую иронию.
Щитову импонирует путинское остроумие и нравится, что президент избавил Россию от роли "младшего брата" других стран. В частности, указывает юноша, благодаря Путину Россия получила право принять Олимпийские игры 2014 года. "Это доказывает, что России в своем развитии достигла уровня равного партнера европейских стран или США", - объясняет он.
Он поддерживает президентскую идеологию "суверенной демократии" - по словам сторонников, этим термином обозначается демократия, подходящая для нужд России и не допускающая внешнего вмешательства.
Называя эти слова ответом Путина на критику со стороны президента Джорджа Буша, обвинившего Россию в скатывании к авторитаризму, Щитов объясняет: "Мы не хотим быть Ираком или Афганистаном". Кирилл считает, что попытки установить демократию в этих странах закончились провалом.
Ему хорошо известно, что Запад обвиняет Путина в подавлении гражданского общества. Однако он, апеллируя к различным историческим деятелям, от Аристотеля до Уинстона Черчилля, спокойно отвечает на подобную критику.
"Россию изображают как страну, где подавляются все демократические ценности, где нет свободы слова, нет свободных СМИ, нет свободных выборов, - говорит Щитов, хорошо владеющий французским и английским. - Разве (закон о борьбе с терроризмом) привел к краху демократии в Америке? Нет, просто он временно необходим. То же самое и в России".
Почему он поддерживает Путина
Вернувшись домой, Кирилл присаживается отдохнуть в кресло. Рядом на коврике в восточном стиле вытянулась его египетская кошка Клеопатра. Но о политике Щитов никогда надолго не забывает. В разговор вступает и его отец, который в 1990-е был в авангарде российского бизнеса за рубежом.
"Когда Путин стал президентом... было несколько богатых людей, способных реально повлиять на политический курс страны, а у правительства не было механизмов контроля над политическими процессами, - говорит Владимир Щитов, оторвавшись от трансляции теннисного матча. - Шаг за шагом, Владимир Путин взял ситуацию под контроль".
Одним из этих шагов стало упразднение прямых губернаторских выборов на местах - президент стал предлагать кандидатов на утверждение местным парламентам.
"При Ельцине, когда главы регионов приходили к власти в результате прямых выборов... их чаще всего поддерживали местные преступники. Теперь Путин решил изменить эту ситуацию, - объясняет Кирилл. - Аналогичная ситуация во Франции, а никто ведь не говорит, что во Франции нет демократии".
В то же время Маша Липман из Центра Карнеги утверждает, что выдвижение губернаторов Путиным - средство установить прямой контроль над регионами. Местные законодательные органы, по ее словам, "подчиняются местным партийным боссам, которые отвечают перед партийным руководством на федеральном уровне, а те получают инструкции из Кремля". Почти все указанные политики принадлежат к партии Путина "Единая Россия".
Щитов пришел в партию в 2003 году, будучи студентом-политологом. Он считает, что политическая оппозиция очень важна, чтобы исправлять недоработки правящей партии, но называет "глупой" ситуацию наподобие той, что сложилась в 2003 году, когда за право пройти в Государственную думу (нижнюю палату парламента) состязались 35 партий.
После своего избрания Путин увеличил барьер для прохождения в Думу с 3% до 7%, с целью "стимулировать партии", говорит Щитов. В качестве оптимальной модели он называет британскую систему, где друг другу противостоят лейбористы и консерваторы, а также США, где за власть борются республиканцы и демократы.
Перед декабрьскими выборами, по результатам которых в парламент прошли лишь четыре партии, оппозиция редко появлялась на государственном Первом канале, который служит источником новостей для 95% семей - особенно за пределами Москвы.
"Наши оппоненты... считают, что пресса должна уделять им столько же внимания, сколько нам, - говорит Иван Демидов, бывший телеведущий, отвечающий за идеологию "Молодой гвардии". - Оппозиционные партии поддерживают 3-5%, примерно столько они и получают в СМИ... Если ваша песня непопулярна, зачем мне ставить ее на своем радио?"
Щитов разделяет этот взгляд, однако его мать недовольна, что все внимание сосредоточено на Путине и его протеже Дмитрии Медведеве.
"Сегодня телевидение такое же, как в моей молодости - при Брежневе", - говорит Алла Щитова. Это она помогала сыну удовлетворить неуемную жажду знаний, изучая с ним французскую литературу и постоянно водя его в музеи.
"На самом деле, я не могу согласиться с мамой, - повторяет Щитов, сидя в элегантно обставленной гостиной. - Журналисты (на РЕН-ТВ) каждую минуту обвиняют Путина. А на первых двух (государственных) каналах не нужно говорить об апокалипсисе государственного масштаба: должна быть уверенность в своей стране".
В окружении Щитова часто говорят об этом же: сейчас, когда Россия выходит из периода слабости государства, следует опасаться полновесной демократии. Тем не менее, наш собеседник критически отзывался о слабости парламента, приводя в пример "систему сдержек и противовесов" в США.
"В России реальная власть принадлежит президенту и министрам, а парламент - это механизм, делающий легитимными решения президента, - говорит он. - Согласно конституции, депутаты (Государственной Думы) должны защищать интересы российского народа. Но сейчас... наши депутаты боятся".
У наших детей будет все что нужно
Щитов полагает, что при Медведеве в России сложится сильная парламентская система, однако утверждает, что твердое управление Путина сыграло главную роль в восстановлении стабильности.
Прежде чем закончить с политикой и отправиться вечером на оперу в Большой театр, Щитов и его невеста, предпринимательница Елена Филатова, объясняют за чашкой капучино, как они понимают стабильность.
"Стабильность значит, что не случится экономических кризисов, как в 1998 году, не будет обесценивания нашей валюты... Не будет преступности на улицах, - говорит Щитов. Взгляд его голубых глаз пронзительный, но при этом спокойный. - Но для меня самый яркий пример того, что такое стабильность - то, что летом мы поженимся. Я уверен, что у меня будет хорошая зарплата, меня не уволят из-за экономического кризиса, мы сможем растить детей - и у них будет все что нужно".
Также по теме:
Путешествие в новую Россию Путина: активную, предприимчивую и гордую собой (Le Temps)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях