The New York Times | 26 февраля 2013 г.
В путинской России наказывают гонца, который приносит дурные вести
Джеффри Д. Кан
В чем разница между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным? Один официально просил экспертов давать советы, ничего не приукрашивая, а другой наказал этих экспертов за такие советы, утверждает в своей статье в The New York Times Джеффри Д. Кан, адъюнкт-профессор юриспруденции (Южный Методистский университет, США).
В 2011 году кремлевский Совет по правам человека отобрал 9 экспертов для изучения обвинительного приговора Ходорковскому, вынесенного в 2010 году. В группу вошли 6 россиян, один немецкий эксперт, один голландский и один американский - Кан.
"Мы высказывались без обиняков, критикуя судебный процесс Ходорковского", - сообщает Кан. В декабре 2011 года председатель совета вручил Медведеву заключение экспертной группы с рекомендацией аннулировать приговор.
В 2012 году Путин вернулся на президентский пост. "С тех пор как минимум четверо из моих российских коллег за свою готовность говорить властям правду были допрошены в связи с неким уголовным расследованием", - пишет Кан. По мнению автора, это попытка наказать гонца, приносящего дурные вести.
В президентство Медведева Совет по правам человека активно работал и пользовался уважением, отмечает Кан. Он рассказывает, как работал над анализом приговора Ходорковскому. Предложение поступило в апреле 2011 года от главы рабочей группы, Тамары Морщаковой. "Тогда я думал, что, возможно, есть шанс пролить свет на это темное дело и что Медведев в большей мере, чем Путин готов к пересмотру", - пишет автор.
Морщакова сообщила, что анализ будет проводиться на добровольных началах и на условиях конфиденциальности. "Я работал бесплатно, не контактируя с Советом", - пишет Кан. Лишь когда работы всех экспертов были переданы Медведеву, он узнал содержание других заключений и имена их авторов.
Однако вскоре после инаугурации Путина были выданы ордера на обыски, пишет Кан: "под предлогом выяснения, не финансировал ли Ходорковский "сознательно-ложные заключения специалистов под видом независимой общественной экспертизы, платя тем, кто организовал их подготовку, а также экспертов". По сведениям Кана, дома и на работе у экспертов и их коллег проводятся обыски, их бумаги и компьютеры конфискуются. "Их также подвергают агрессивным допросам", - пишет автор. Российские эксперты проявили настоящую отвагу, так как знали, чем рискуют.
Применен старый метод авторитарных режимов: "вожаков наказывают, чтобы утихомирить стадо", считает автор. Эти гонения - сигнал блоггерам и прочим. После возвращения Путина в Кремль больше небезопасно высказывать свое мнение, даже по просьбе государства, заключает Кан.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях