Berliner Zeitung | 26 января 2004 г.
Два шага вперед, один - назад
Оливер Хайльваген
Глава государства в образе отца: дискуссия о долгом пути России на Запад
Путь России к рыночной экономике и демократии неровен: два шага вперед, один - назад. В прошлом году гигантская империя снова двинулась вспять. Был арестован олигарх Михаил Ходорковский, нефтяной концерн "ЮКОС-Сибнефть" разгромлен, по указанию Кремля происходили манипуляции в ходе парламентских выборов.
Как ни парадоксально, всему этому пытается помешать лишь заграница - россияне довольны своим президентом: Владимир Путин, который ведет безнадежную войну в Чечне и шаг за шагом отменяет свободы ельцинской эпохи, имеет огромную популярность. Его переизбрание в марте под сомнение не ставится.
Диагноз, по мнению Сергея Хенке, однозначен: "Парламентская демократия в России умерла". Для эксперта по Восточной Европе из правительства Бранденбурга и бывшего директора Немецко-русского дома в Калининграде Путин является продолжателем традиций царской империи и Советского Союза.
Его образ действий в отношении Ходорковского восстанавливает прежнюю иерархию: "Экономика в своей основе подчинена государству и обслуживает потребности государства при полном пренебрежении интересами частных лиц. В России всегда было так". Торговля и промышленность зарождались в этой стране не как в Западной Европе - независимо от центральной власти, а всегда под ее надзором.
Это, по мнению Хенке, имеет множество причин, уходящих корнями в прошлое. От византийской империи Россия переняла модель цезарепапизма (принцип главенства гражданской власти над церковной. - Прим. ред.): русский царь, как и восточные деспоты, был одновременно духовным и светским властителем с претензией на абсолютную власть. Подчиненная ему православная церковь не являлась противоположным полюсом, а проповедовала мистико-аскетическое удаление от мирской суеты.
Вследствие этого дифференциации и индивидуализации общества по западноевропейскому образцу не произошло: "Просвещение в духе Канта как выход из несовершеннолетнего состояния, в котором Россия задержалась по собственной вине, так и не состоялось. В этом отношении Россия - это старая Европа, какой она была перед началом модернизации современной эпохи, до того, как эта модернизация была востребована массами".
Для русских свойственно, например, патерналистское и этатическое понимание политики: в образе главы своего государства они видят отца и прощают ему любое насилие, если оно служит величию государства. России в конце концов придется подойти к формированию автономного гражданского общества, считает Хенке, но для этого нужны десятилетия.
Этот пессимистичный прогноз, содержащийся в его опубликованной в 2003 году книге "Русская мечта", обсуждался в пятницу в берлинском офисе Общества технического сотрудничества. Выводы Хенке практически никто не оспаривал, предметом обсуждения стали исторические причины.
Философ Владимир Кантор не согласен, что ответственность за особый путь России лежит на православной христианизации страны Константинополем: "Необходимо прекратить использовать слово "Византия" как бранное. В Средние века Византия была единственным островом цивилизации в море варварства". Ошибочный путь развития обусловлен 300-летним татаро-монгольским игом: тогда хан считался единственным владельцем земель, его подданные были абсолютно бесправны. Цари, как и большевики, продолжили эту практику и обусловили тем самым пренебрежение частной собственностью и личной инициативой в России.
Историк Леонид Люкс, преподающий в университете Айхштедта, напротив, считает, что властители в Кремле до сего дня по примеру Византии преданы девизу "спасения общества через диктатуру убеждений". Анализ Хенке "одномерен", считает он: со времен Петра Великого существовали попытки придать России западный облик. Исключительно посредством указов, так сказать, через "революцию сверху", парирует Хенке: российское правительство до сих пор не допустило социальную открытость там, где противостоящие силы могли бы окрепнуть до государственных.
К сожалению, дискуссия споткнулась о старый вопрос: Россия - это часть Европы или нет. Таким образом, был проигнорирован важный фактор: впервые за многие столетия границы России открылись. Миллионы русских эмигрировали на Запад; одновременно западная массовая культура все сильнее влияет на повседневную жизнь в России. Поколение MTV и кока-колы отвергнет опеку центральной власти.
Правда, Ходорковский потерпел неудачу. И все же его попытка создания плюралистического общества не может быть последней. Но до тех пор, пока таковая окажется удачной, утечет еще много воды.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях