Die Welt | 26 января 2006 г.
Тающая стабильность
Михаэль Штюрмер
Положение, вызванное потеплением в районе северных морей, обостряется
Все разговоры - только о морозах. Но в Канаде и в Норвегии их не хватает. Нигде столь явно не заметны эффекты и последствия глобального потепления, как на Крайнем Севере. То, что было твердым, сейчас здесь становится жидким, лед превращается в морскую воду. Начинается использование прибрежных зон, которые прежде были недоступными. Нигде так быстро не возникают конфликты из-за морских путей, которые были заперты льдами, из-за нефтяных и газовых месторождений, которые оставались нетронутыми по причинам технического характера, из-за границ и территориальных вод, которые до сих пор никого не интересовали, потому что никто не знал, что с ними делать.
В будущем предстоит многое заново измерить, определить и пересмотреть. Это касается не только заполярных областей между Норвегией и Россией, но также территории Юкона, лежащей между Канадой и США. То, что замерзающих европейцев может волновать только теоретически, для стран, чьи берега омываются Северным Ледовитым океаном, - Канады и Норвегии, а возможно, и России и США, а в связи с Гренландией еще и Дании - уже давно является предметом серьезного анализа и стратегического планирования.
Например, датский морской флот озабоченно смотрит на то, что Гренландия восстает из ледяного плена, начинает по краям зеленеть и что вокруг нее уже можно пройти по морю. Это вызывает опасения в отношении рыбных запасов и сулит Копенгагену конфликты.
В канадской столице Оттаве ожидают международных споров, прежде всего, с США, которые до сих пор осуществляли военное патрулирование на атомных подводных лодках под полярными льдами. Канадцы считают, что легендарный Северо-Западный проход - в 1969 году он был покорен супертанкером "Манхэттен" водоизмещением 155 тыс. тонн, с усиленным корпусом для противодействия давлению льда - можно использовать в коммерческих целях, и поэтому относят его к своим территориальным водам. Если же лед в Северо-Западном проходе растает, то суверенитет над ним канадцы потеряют, к тому же здесь возникнет новая прибрежная зона, которую пока что не требовалось охранять, но в будущем придется. На водный путь, который связывает два международных морских пути, распространяются иные правила, чем на территориальные воды. Северо-Западный проход к тому же сократит морской путь между Азией и Европой, а также восточным побережьем США примерно на 4000 морских миль. Дополнительное преимущество: на Панамском канале существует запрет на прохождение судов водоизмещением свыше 70 тыс. брутто-регистровых тонн, на Крайнем Севере его нет.
Все это представляет собой угрозу для окружающей среды на пространстве, и без того неблагоприятном для жизни, где любой урон от последствий деятельности человека устраняется очень долго. Все это беспокоит канадцев, как впрочем, и классические вопросы международной безопасности. Им придется наладить режим судоходства, безопасный для окружающей среды, соблюдать высокие стандарты безопасности в условиях узкого, заполненного дрейфующими льдинами фарватера и гарантировать доходы своим соседям.
Норвегия, за счет морских месторождений которой Европа уже давно покрывает значительную долю своих потребностей в нефти и газе, с растущим опасением смотрит на Россию и все более ледяную политику Кремля. До сих пор речь шла о списанных и ржавеющих подводных лодках и других военных кораблях, обычных и атомных. Дело в том, что ветер и волны несут связанные с ними проблемы на юг, и, соответственно, встает вопрос о последствиях для окружающей среды и рыболовства. Даже в самые напряженные моменты холодной войны совместное использование Шпицбергена Норвегией и Россией и добыча там угля представляли собой модель разумного добрососедства. Однако сейчас русские открыли в Баренцевом море нефтяные и газовые месторождения, масштабы которых Москва сравнивает с восточносибирскими. Так как норвежцы - это первоклассные мастера в том, что касается извлечения нефти с морских глубин, то дело может обернуться взаимовыгодным сотрудничеством. Если же нет, то вокруг использования морских путей, сохранения окружающей среды и рыболовства могут возникнуть серьезные конфликты.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях