Inopressa | 26 января 2009 г.
Британские СМИ начинают привыкать к "Роману Абрамовичу газетного бизнеса"
Обзор прессы
Медиасообщество продолжает комментировать недавнюю покупку российским миллиардером Александром Лебедевым лондонской вечерней газеты Evening Standard.
Экс-редактор газеты The Observer Дональд Трелфолд считает эту сделку вполне приемлемой. В отличие от других стран Европы, "у нас в стране [в Великобритании] на удивление спокойное отношение к тому, что СМИ оказываются в собственности иностранцев", - пишет он в сегодняшней The Independent, перечисляя многочисленные прецеденты. Что касается сотрудничества Лебедева с КГБ, то и это, по мнению Трелфолда, не препятствие, поскольку он "работал в КГБ аналитиком, был штабной крысой, а не полевым агентом с отравленным зонтиком а-ля Джеймс Бонд". "Лишь одно в этой сделке остается неясным, - продолжает журналист. - Куда смотрит [Руперт] Мердок?".
Джон Ллойд на страницах The Guardian в принципе допускает, что Лебедев может оказаться подходящим владельцем Evening Standard, хотя российский миллиардер - "человек красноречивый и обаятельный", "критически настроенный по отношению к авторитарным и шовинистским тенденциям в России", к тому же прекрасно владеющий английским - все же вызывает у него некоторые опасения. Ведь Лебедев - "бывший подполковник организации, у которой на руках кровь миллионов". К тому же "быть владельцем газеты не то же самое, что быть владельцем любого другого бизнеса. Это означает власть над умами мужчин и женщин - не столько власть определять, что они думают, сколько - о чем они думают", - пишет Ллойд. По его мнению, в Великобритании отсутствует эффективный механизм защиты от недобросовестной информационной политики СМИ и привлечения к ответственности их владельцев, и в этом смысле следует брать пример с США, где органы власти имеют полномочия устраивать слушания по кандидатуре нового собственника того или иного издания и брать с него определенные обязательства.
"Британцы еще не определились, что думать о... состоявшейся на прошлой неделе покупке [Лебедевым] самой долговечной лондонской вечерней газеты", - подмечает обозреватель The New York Times Алан Кауэлл. По его мнению, Лебедев является - или хочет олицетворять - своего рода "КГБ-лайт", он всегда старался дистанцироваться и от архетипа "олигарха", и от образа кагэбэшника. Но владеть британской газетой - значит иметь в своем распоряжении мощный инструмент политического влияния, пишет Кауэлл. "Однако с учетом его послужного списка в Москве, [где он слывет] критиком экономической политики Кремля и коррупции в верхних эшелонах власти, [можно сказать:] едва ли Лебедев превратит Evening Standard в Троянского коня Москвы, там его собственная газета нарывается на гнев властей".
The Times дает Лебедеву - "Роману Абрамовичу газетного бизнеса" - несколько кадровых советов насчет той "команды мечты", которую ему следует нанять в обновленное издание. Автора фельетона, по его собственному признанию, заинтересовал не столько сам факт покупки газеты, сколько обещание нового владельца вложить в нее "миллионы фунтов". Проводя аналогию со звездным составом "Челси" Абрамовича, The Times предлагает потратить эти деньги на привлечение в газету следующих сотрудников: бывшего лондонского мэра Кена Ливингстона, которому "здорово досталось от прежних хозяев" - на должность редактора политического отдела, чтобы он смог "бросить непредвзятый взгляд на Бориса Джонсона"; президента Зимбабве Роберта Мугабе - на должность заместителя главного редактора (поскольку главная задача замещающего этот пост человека - "неистовое насаждение самых деспотичных и вредоносных корпоративных правил без страха быть призванным к ответу для объяснения своих мотивов"); скандально известную британскую певицу Эмми Уайнхаус - на роль ответственной за страничку светских сплетен; и, наконец, финансиста Уоррена Баффета - на пост старшего редактора.
Между тем, как говорится в другой заметке в The Times, на все про все Лебедев отвел себе три года. Если за этот срок газета не начнет приносить прибыль, "нам придется закрыться", заявил олигарх. Свое решение он мотивировал катастрофическим падением акций Evening Standard и нехваткой денег.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях