Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 26 января 2011 г.

Реки крови все больше отвращают Запад от "свободолюбивых горцев"

Обзор прессы

Ужасающие методы борьбы кавказцев и гибель иностранцев во время очередного теракта ослабит и без того незначительную симпатию, которую все еще вызывает в мире деятельность чеченских сепаратистов, прогнозируют СМИ. Кремль постарается замять трагедию в Домодедово: разыгрывать кавказскую карту очень опасно, в частности из-за активизации собственных националистов.

Российские лидеры реагируют на взрыв в Домодедово в основном так же, как и на предыдущие теракты, - делая очень жесткие заявления и упоминая о недостатках системы безопасности, пишет The Christian Science Monitor в редакционной статье. Но это еще не полноценный ответ, считает издание. Если взрыв "окажется делом рук террористов с Северного Кавказа - а их почерк в нем заметен - то следует сделать гораздо больше для устранения коренных причин, а также укрепления безопасности гражданского населения".

Правильным шагом Кремля издание считает назначение полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, который старается завоевать сердца местных жителей проектами экономического развития. Но туда, как и в другие страны с повстанческими движениями, "туристы не приезжают, иностранцы не инвестируют, а бизнес не растет на почве несправедливости, коррупции, ненадежности и гнета", говорится в статье.

Теракт в московском аэропорту Домодедово может оказаться палкой о двух концах, пишет Фабрицио Драгосей, корреспондент итальянской Corriere della Sera. Выбор самого большого аэропорта Москвы и зала прибытия для ужасного теракта, совершенного в понедельник, и тот факт, что среди жертв - семь иностранцев, увеличивает резонанс акции, но гибель стольких европейцев еще больше ослабит и без того уменьшающуюся симпатию мирового сообщества к чеченским сепаратистам, полагает журналист.

"В настоящее время следователи отдают предпочтение версии о чеченском следе. Во все отделения милиции на Кавказе разосланы фото головы человека, который мог быть террористом. В то же время не исключается версия о том, что пояс, наполненный пластидом и кусками железа, могла взорвать шахидка, которую сопровождали два ее "инструктора". Это практика, которую часто используют чеченские террористы, связанные с исламским экстремизмом", - пишет автор статьи.

Драгосей отмечает, что выражения, использованные Путиным и Медведевым для оценки нынешнего теракта, показались повторением слов, уже звучавших в прошлом - перед лицом многочисленных терактов, заливших кровью российскую землю, начиная от захвата заложников в московском театре на Дубровке, убийства невинных детей в школе Беслана, до взрыва самолетов двумя женщинами и теракта в московском метро в марте прошлого года, когда на воздух взлетели два вагона. "Мы будем их мочить в сортире", - сказал Путин когда-то, Медведев выразился в том же тоне: "Гнезда этих бандитов, как бы они ни назывались, должны быть ликвидированы".

Руководство российских правоохранительных органов не высказывается о теракте в аэропорту: оба чиновника, ответственные за предотвращение таких преступлений, в Домодедово не появились, а теперь и вообще словно бы где-то укрываются от посторонних взоров, утверждает Time, подразумевая главу МВД Нургалиева и главу ФСБ Бортникова. "Медведев возложил основную вину на слабость мер безопасности в аэропорту, а теперь, кажется, ограждает руководство правоохранительных органов России от самого животрепещущего вопроса населения: "Почему никто не предотвратил теракт?".

Между тем российские СМИ, ссылаясь на источники в милиции, утверждают, что власти были за неделю предупреждены о готовящемся теракте в Домодедово. Тот факт, что милиция не дает объяснений, демонстрирует не только недостаточную подотчетность, но и открытое презрение к российскому народу, говорит эксперт Андрей Солдатов. "Наша система выстроена так, что руководство служб безопасности выше упреков и не обязано ни перед кем отвечать", - сказал Солдатов. Когда во вторник Медведев все-таки встретился с руководством ФСБ, он поехал туда сам, что является беспрецедентным шагом.

Корреспондент Le Nouvel Observateur Винсан Жовер рассказывает о реакции москвичей на теракт в Домодедово. "Напряженности практически нет. Пробок в Москве много, как всегда. В тех районах города, где я был, милиции не больше, чем обычно. В любом случае, милиция никогда никому в России не внушает спокойствия", - подчеркнул он.

Журналист рассказал, что узнал о теракте, придя брать интервью у высокопоставленного руководителя МВД. "Первой его реакцией было раздражение. Он тут же обвинил государство в неспособности обеспечить безопасность в стране. И это начальник милиции! Он сказал, что в условиях плохого управления и резкого сокращения затрат на безопасность в аэропортах вполне логично, что террористы избрали своей целью один из них".

Вся желтая пресса в России в один голос обвиняет власти в неспособности обеспечить безопасность в стране, говорится в статье. Часть общественного мнения призывает к отставке главы службы безопасности. Главным объектом нападок стала милиция, которую постоянно обвиняют в коррупции.

Журналист полагает, что власть не воспользуется трагедией в Домодедово в преддверии выборов 2012 года, так как "теракт можно считать признанием провала ее антитеррористической политики". "Сегодня Москва, чтобы обеспечить свое будущее, должна опираться на положительные итоги в плане политической стабильности и модернизации. Поэтому власть постарается замять это дело, как было с мартовскими терактами 2010 года. К тому же разыгрывать кавказскую карту очень опасно. Российское правительство не уверено в своей способности держать под контролем националистов, которые могут воспользоваться этим аргументом", - сказал Жовер.

Теракты вроде взрыва в Домодедово - явление, с которым России, как и Индии, придется научиться жить, утверждает на страницах The Financial Times профессор лондонского Кингз-колледжа Анатоль Ливен. При этом очень важно, чтобы реакция властей на теракты не была гипертрофированной, полагает он.

Западные спецслужбы и полиция предотвращают подобные акции за счет раннего выявления и ареста террористов, а также контролируя доступ к взрывчатке и технологиям производства бомб. В России такие методы применять намного сложнее: в некоторые районы Северного Кавказа милиция вообще не может сунуться, отмечает автор. В 1990-е годы некоторые считали, что Россия может освободиться от терроризма, предоставив независимость Чечне, но ныне "исламский экстремизм распространился далеко за пределы Чечни и тесно связан с международными исламистскими террористическими организациями". Сдержанная реакция Путина на теракт в Домодедово свидетельствует: "Кремль осознал, что в таких слоях чрезмерно сильная реакция лишь обостряет ощущение несправедливости".

И все же теракты в России можно частично сдержать, полагает Ливен. Необходимы две перемены. Правда, они до ужаса сложны. Первое - усовершенствовать госаппарат и поднять экономический уровень на Северном Кавказе. Но это потребует выбирать из двух зол - либо нынешние местные коррумпированные правители, либо управление из Москвы, только усугубляющее недовольство местных. Вторая перемена - срочная реформа милиции, особенно на Северном Кавказе.

Организации, которые воюют с властью России на Северном Кавказе, определенно являются исламистскими, но не стоит считать, будто проблема терроризма в России подобна проблеме "Аль-Каиды", пишет The Times в редакционной статье. "На деле это "проблема в стиле ИРА". "В Чечне, Дагестане, Ингушетии и всех других местах между Черным и Каспийским морями экстремистская религиозная идеология существует лишь в форме, которая паразитирует на уже существующей идеологии националистов. Более того, хотя методы, применяемые сепаратистскими организациями, отвратительны, их притязания на свою государственность справедливы", - говорится в статье.

Россияне поневоле свыклись с терактами и проявляют примечательный стоицизм, но организаторы взрыва в международном аэропорту Домодедово, видимо, хотели привлечь внимание не только россиян, предполагает The Times, напоминая об Олимпиаде в Сочи и ЧМ-2018. "Рано или поздно России следует прекратить попытки раздавить проблемы Кавказа и попытаться их решить", - заключает издание.

Недавний теракт в московском аэропорту Домодедово пошатнул "пакт, заключенный Путиным с народом", пишет в немецком еженедельнике Stern Катя Глогер. Власть больше не может гарантировать народу стабильность и безопасность.

Президент Медведев собирался на форум в Давосе, где он мог в очередной раз предстать в роли сторонника модернизации, пускай и робкого. Вместо этого он появился на экране напряженно всматривающимся в монитор компьютера, с телефонной трубкой в руках. "Эта инсценировка была призвана демонстрировать решительность, однако обнажила скорее беспомощность на фоне ужасающих кадров, сделанных после теракта в Домодедово", - пишет автор статьи.

"Снова реки крови и трупы в самом сердце России - и снова, по всей видимости, кавказский след. Причины разгула террора известны, - говорится в статье. - Нужно улучшать качество жизни людей на Кавказе, не устает повторять президент. И вот, в рамках программы по модернизации региона миллиарды будут потрачены... на создание горнолыжных курортов в недоступных горах Кавказа", - поражается журналистка.

Теракт в Домодедово становится потрясением для России еще и с той точки зрения, что подрывает основы "общественного договора", заключенного властью с народом. "Тандем Путин-Медведев, коррумпированная бюрократия, произвол в системе правосудия - все это измученный кризисами народ терпит в обмен на гарантии стабильности и, прежде всего, безопасности", - отмечает автор.

Что касается стабильности, то последние два года живо продемонстрировали, насколько катастрофична экономическая устойчивость страны, мощь которой основывается лишь на экспорте энергоресурсов. А безопасность? Сегодня как никогда люди понимают: безопасность существует лишь для тех, кто прячется за спины телохранителей, разъезжает в бронированных лимузинах и имеет "запасные аэродромы" в Лондоне, указывает журналистка.

Кто-то ищет спасения в "общественном цинизме", подавляемый гнев других выплескивается в националистических лозунгах, замечает Глогер. "Россия должна была стать образцом "управляемой демократии", где эффективно правит тандем с ответственным за внешнюю политику Медведевым и отвечающим за внутреннюю политику дельцом со смертельной хваткой - Путиным. Однако демократия не работает, когда вместо нее - имитация демократии. Россия уже давно встала на путь к полицейскому государству", - подытоживает Катя Глогер.

Также по теме:

Террористы присматриваются к незащищенным зонам аэропортов (USA Today)

После теракта в Москве россияне усомнились в путинской войне с террором (The Christian Science Monitor)

После московского взрыва мы должны сообща бороться с терроризмом (The Times)

Чужие народы России (Süddeutsche Zeitung)

Террор и беспечность (Tageszeitung)



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru