Financial Times | 26 июля 2005 г.
Израиль и Россия принимают тактику стрельбы на поражение
Фредерик Студеманн
Убийство невинного молодого бразильца в лондонском метро на прошлой неделе полицией, которая заподозрила, что он террорист-смертник, спровоцировало публичные дискуссии в Соединенном Королевстве по поводу так называемой политики "стрельбы на поражение".
Но в других местах эта жесткая тактика считается необходимой для противодействия подозреваемым террористам-самоубийцам, представляющим угрозу для жизни других людей.
Израиль, Шри-Ланка и Россия, страны, имеющие непосредственный опыт борьбы с террористами-смертниками, проводят жесткую политику стрельбы на поражение, отмечает Пол Уилкинсон, председатель Центра изучения терроризма и политического насилия в Университете Сент-Эндрюса в Шотландии.
"Каждая страна, которая задумывается о террористах-самоубийцах, приходит к выводу, что ей необходимо применять политику стрельбы на поражение", - подчеркивает Уилкинсон.
Израильские и российские силы безопасности были в числе консультантов британской полиции до того, как британские силы пересмотрели свои правила обращения с подозреваемыми в намерении совершить суицидальный теракт.
По израильской установке, любой, кто может представлять действительную угрозу для жизни других людей, так называемая "тикающая бомба", является легитимной мишенью для ликвидации. По правилам солдаты или полицейские должны стрелять в землю, а не напрямую в подозреваемого. Критики утверждают, что зачастую практика расходится с теорией и в итоге погибают невинные люди.
Израильтяне, как предполагается, также убедили британскую полицию в необходимости стрелять подозреваемому террористу в голову, чтобы помешать ему взорвать бомбу, которая может находиться у него.
Российские власти тем временем тоже прибегали к консультациям израильских коллег. Россия пережила несколько крупных террористических актов с участием террористов-смертников, самыми мощными из которых стал захват заложников в театре на Дубровке в 2002 году и драма с захватом заложников в школе в Беслане в прошлом году. Террористы-самоубийцы также наносили удары в московском метро и в отеле в российской столице.
По словам Уилкинсона, реакция российских властей была "решительной". Это была "драконовская, массированная реакция".
В США политика варьируется от штата к штату. Федеральные агенты могут убивать, чтобы защитить собственную жизнь, жизнь других офицеров и невинных людей. В то время как большинство европейских стран пока избежало атак террористов-смертников, некоторые уже выработали политику стрельбы на поражение в чрезвычайных ситуациях. В Германии силы полиции на большей части страны имеют возможность делать "последние спасательные выстрелы" в голову, чтобы спасти граждан, жизнь которых находится в опасности.
Такие правила уже использовались в инцидентах с захватом заложников, однако в этом вопросе по-прежнему остаются противоречия, на что указывают правозащитные организации и профсоюзы полицейских.
В Бразилии, на родине 27-летнего электрика Жана Шарля де Менезеса, убийство которого всколыхнуло Соединенное Королевство, силы безопасности имеют санкцию "нейтрализовать" преступников, которые представляют "неизбежную и серьезную угрозу" для жизни невинных людей.
Однако бразильская полиция не раз подвергалась критике со стороны правозащитных организаций. "К сожалению, Бразилия имеет историю применения полицией чрезмерной силы", - подчеркивает Хосе Винсенте да Силва, бывший полковник полиции, а ныне сотрудник аналитического Института Фернанда Брауделя.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях