Handelsblatt | 26 июля 2006 г.
Нежеланный гость
Томас Виде
Быстрым шагом Наталья Морарь направляется к своему офису. Скорее всего, в последний раз. Величественно возвышается шикарный офис фонда "Открытая Россия" в одном из переулков в центре Москвы. За улицей, на которой стоит здание, ведется наблюдение с помощью видеокамер. Перед входом в особняк стоит охрана. В начале июля фонд, деятельность которого связана с защитой гражданских прав, должен был не по собственной воле прекратить работу. Его основателем был находящийся сейчас в тюрьме олигарх Михаил Ходорковский. По распоряжению властей счета фонда были заморожены. Наталья вынуждена искать новую работу. В "Открытой России" она в течение года на добровольных началах проводила различные акции, получая опыт в проектном менеджменте. Сейчас она помогает сотрудникам завершить дела, а потом поедет домой к маме на каникулы.
"Я надеюсь, они позволят мне вернуться", - говорит 22-летняя девушка. "Они" - это российские власти. Родина Натальи - Молдавия, в России она только гость, возможно, и не самый желанный. Дело в том, что, поступив 4 года назад в МГУ и начав изучать социологию, Наталья занялась активной работой. "Политикой" - могли бы сказать российские власти и не пустить девушку в Россию. "Социологией" - говорит сама Наталья. С политикой она не хочет иметь ничего общего.
У Натальи быстрая речь и непослушные волосы. Ее мобильный телефон разрывается от звонков и SMS-сообщений. Она говорит на безупречном английском. Одетая в элегантный костюм, она выглядит как настоящая бизнес-леди.
Отправившись по окончании школы, как и большинство ее одноклассников, на учебу в Москву, она была переполнена ожиданиями: "Люди в Молдавии смотрят на Россию с восхищением". И не только там. Для многих людей в бывших советских республиках Россия, а особенно Москва, является центром их вселенной, сулящим благосостояние и перспективы. Они устремляются в Москву в качестве студентов, строителей или бизнесменов.
Москва, огромный МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах, солидная научная традиция. Наталья вошла в число избранных, получив возможность учиться в самом лучшем университете страны. Она учится на отлично. Но как только она въехала в общежитие, у нее на многое открылись глаза. Почти 80% ее сокурсников просто купили место в университете. Российская элита? Она начала о многом задумываться и задавать вопросы. Выяснилось, что большинство студентов не интересуются ни политикой, ни вообще происходящим в мире. Главное - разбогатеть.
А потом арестовали владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского. Человека, сколотившего свой капитал во времена дикого капитализма в начале 90-х годов. "Но почему только его?" - задает вопрос Наталья. Она вступила в контакт с группами, которые выступали за его освобождение. Она принимала участие в собраниях и участвовала в акциях. Она только помощница. Но это доставляет радость, словно какое-то зрелище. В конце она понимает: речь идет не только об осужденном миллиардере, а о чем-то более масштабном. О демократии. Когда она об этом говорит, она производит впечатление практически настоящего профессионального политика.
Она вместе со своими единомышленниками собрала по всей стране подписи против ужесточения закона о призыве на военную службу. И отправила их в Кремль - никакой реакции. И несмотря на это, Наталья утверждает: "Я люблю эту страну". Русский - ее родной язык. "Мое будущее здесь, в России". Больше всего она хочет привезти сюда свою маму и брата. Свою социальную позицию она объясняет так: "Я просто хочу жить в свободной стране". Она не думает о том, чтобы поехать на Запад. Одна ее знакомая уехала с семьей в Германию. Но то, что она от нее слышит, ей не нравится: "У них только русские друзья, покупки они делают только в русских магазинах". Жизнь в гетто. Тогда уже лучше здесь.
На одном семинаре в Высшей школе экономики она познакомилась со своими единомышленниками. Они называют свое движение "Я думаю". Она примкнула к ним и начала координировать проекты в своем университете. Ее вызвали к декану факультета. Девушкой заинтересовалось и молдавское посольство. Дипломаты с ее родины, одной из самых бедных стран в Европе, предупредили ее. У нее могут возникнуть проблемы с российским гражданством и с паспортом, который она так хочет получить.
Участники конгресса "Другая Россия", для которого Наталья координировала связи с прессой, подвергались давлению со стороны милиции и властей. Но молдаванке не страшны никакие угрозы. "Я молода, у меня нет семьи, - говорит она. - Самое время что-то предпринять". Наталья приобрела опыт публичных выступлений: "Не имеет смысла все время выступать против чего-то. Против Путина, против государства. Гораздо лучше выступать в защиту чего-то, чего-то хорошего".
От российского государства она и ее единомышленники ничего не ждут. "Мы сами должны позаботиться о том, чтобы у нас все было хорошо в будущем", - говорит Наталья. Из дома она получает 300 долларов на жизнь в одном из самых дорогих городов мира. Она бы очень хотела работать сама, чтобы освободить от работы маму, которая держит в Молдавии гостиницу. Она получает предложения о работе, но не может их принять. У нее нет паспорта.
Еще год ей предстоит учиться в университете, после чего надо решать вопрос о месте жительства. Она еще не знает, чем будет заниматься в профессиональном плане. Но ей не страшна безработица. "Тот, кто не может найти работу в Москве, просто не хочет работать, - холодно говорит Наталья. - Но в политику идти я не хочу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях