Die Welt | 26 июля 2006 г.
"Воры в законе" терроризируют Россию
Манфред Квиринг
Хорошо организованные банды проникли во все сферы общественной жизни
Скрип тормозов, скрежет стали. Люди в масках выскакивают из машины, которая стала виновницей аварии, и начинают крушить боковой стекло другой машины. Они избивают водителя, отнимают у него деньги и скрываются. Незадолго до этого пострадавший обменял крупную сумму денег в одном из московских обменных пунктов.
Среднестатистическому гражданину не стоит опасаться действий этой банды. Скромные денежные суммы этих преступников не интересуют. В российской столице возросло число нападений на солидных клиентов. Как сообщил в интервью "Московскому комсомольцу" подполковник Александр Фрид, на такого рода преступлениях в Москве специализируются 4 или 5 группировок, в каждой из которых состоит до 15 человек. Александр Фрид руководит специальным отделом по борьбе с бандитизмом, который был возрожден московской криминальной милицией в третий раз после 1917 года.
По словам Фрида, каждую из таких гангстерских группировок возглавляет "вор в законе". Эти воры - особое явление в преступном мире. Такой титул присуждается за особые преступления и строгое соблюдение кодекса преступников. Он пользуется авторитетом в преступном мире и является своего рода духовным лидером и чем-то вроде третейского судьи в спорах между криминальными элементами.
По информации МВД, в стране действуют около 200 таких "воров в законе", под законом подразумеваются, конечно, законы преступного мира. Они являются элитарной верхушкой среди преступных авторитетов, число которых, согласно информационному агентству РИА "Новости", достигает 1 тыс. человек. Большинство из них осели в Москве и ее окрестностях, что вполне логично. Как ни в одной другой мировой столице в Москве сосредоточена большая часть капитала со всей страны. Самым прибыльным в столице по праву считается контроль над ресторанным и игорным бизнесом, над проституцией и оборотом наркотиков.
В "Анализе криминальной ситуации в современной России" МВД вынуждено признать, что большое влияние на развитие организованной преступности в стране оказывают преступные лидеры и авторитеты, среди них и "воры в законе". По сообщениям РИА "Новости", в докладе, подготовленном заместителем министра внутренних дел Андреем Новиковым, говорится о том, что авторитеты преступного мира оказывают влияние и на процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны.
По данным министерства, в стране действует около 100 хорошо организованных преступных банд, в состав которых входят около 4 тыс. человек. Внутри страны они поддерживают тесный контакт, имеют связи с более чем 40 странами мира. Но стоит упомянуть и о случаях успешных операциях по задержанию таких преступников. На месте преступления за первую половину 2006 года было задержано 20 преступников.
Однако, несмотря на ставшую более интенсивной после вступления в должность президента Путина в марте 2000 года борьбу с оргпреступностью, Россия продолжает страдать от этого спрута. Правда, уже в другой форме. По мнению профессора социологии Вадима Волкова, занимающегося этим феноменом, преступники переключились с экономики на более "традиционные" сферы: нелегальный игорный бизнес, проституцию и торговлю наркотиками. "Битву за большую часть "экономического пирога" криминальные сообщества проиграли еще в конце 90-х годов", - рассказал Волков в интервью Die Welt. Милиция и спецслужбы жестко боролись с ними. "Но не из-за того, что они нарушают законы, а чтобы убрать с дороги конкурентов".
В середине мая находившийся тогда на посту генпрокурора РФ Устинов забил тревогу. Организованная преступность представляет собой угрозу национальной безопасности России, заявил он на заседании представителей правоохранительных органов. Небольшие преступные группировки начала 90-х годов превратились в строго организованные вертикали и "действуют сегодня практически в каждом субъекте Федерации". Особенно опасным Устинов назвал тот факт, что оргпреступность проникла в российские правоохранительные органы. И особенно комфортно, по мнению Устинова, она чувствует себя в таможенных службах.
За несколько дней до этого из рядов спецслужб, милиции, таможни и юстиции были уволены высокопоставленные чиновники. В качестве причины назывались преступления, связанные с коррупцией. На конец мая Устинов пообещал "громкие дела". Через пять недель после этих заявлений Устинов был уволен и переведен на должность министра юстиции, мало влиятельного по российским меркам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях