Corriere della Sera | 26 июня 2007 г.
"Эффект Бората": фальшивый туркмен посмеялся над Вашингтоном
Эннио Каретто
Вы помните псевдоказахского журналиста Бората Сагдиева? Эту роль сыграл британский комик Саша Барон Коэн. Так вот, Борат объехал Америку в поисках помощи для своей "славной страны" Казахстан, обманывая как простой народ, так и сильных мира сего, создавая смешные эпизоды комедии ошибок в истории кино. Этот опыт неповторим? Вовсе нет. Настоящий американский журналист Кен Сильверстейн, глава вашингтонской редакции журнала Harper's, копировал Бората. Сильверстейн выдал себя за британского эмиссара Туркменистана и просил две крупные группы давления "улучшить имидж" страны перед администрацией Буша и конгрессом. Речь идет о режиме, написал он в репортаже, "лишь чуть менее сталинистском по сравнению с северокорейским, но оба лобби не стали отказываться, и первое запросило 600 тысяч долларов за год работы, второе - полтора миллиона". В результате разразился скандал, связанный с моралью в политике и лоббистских кругах.
Отвечая Сильверстейну на прошлой неделе, оба лоббиста обвинили его в "отсутствии этики": мы не сделали ничего плохого, утверждают они в письме, нечестно поступил он. Вооружившись британскими мобильными телефонами, визитными карточками на имя Кеннета Кейса с престижным адресом в Лондоне, Кен Сильверстейн представился в Apco worldwide и в Cassidy associates руководителем компании Maldon в Лондоне. Он объяснил, что Maldon инвестирует в нефть и газ в Каспийском регионе и в частности в поставки из Туркменистана на Украину. Он также сообщил, что после смерти пожизненного президента Ниязова в декабре прошлого года страна пошла по пути реформ. Что надо сделать, чтобы страну положительно воспринимали в Америке, сколько это будет стоить? Несмотря на отсутствие информации о Maldon, оба лобби поддались на провокацию. Apco worldwide, которая несколько лет назад работала на Нигерию и на Азербайджан, и Cassidy associates, выполнявшая поручения Вьетнама и Гвинеи, предложили журналисту план по открытию дверей конгресса и администрации "реформированному Туркменистану".
Журналист рассказал о своих встречах с лобби. В Apco его принимали, среди прочих, вице-президент Бари Шумахер, Дженнифер Миллервайз, бывшая сотрудница ЦРУ, и Элизабет Джонс, бывшая посол в Казахстане (даже они ничего не заподозрили). "Они представили мне рекламные проекты, посвященные тому, что они называли самым прекрасным периодом Туркменистана с момента обретения независимости, - сообщил Сильверстейн, - они мне сказали, что организуют поездку парламентариев, ученых и журналистов в бывшую советскую республику и подготовят конференцию в Вашингтоне по теме "Энергетическая безопасность, или газопроводы Каспия". В Cassidy associates ситуация развивалась по аналогичному сценарию. Кроме того, вице-президент Грег Хартли даже сказал, что "работал в Туркменистане на израильскую фирму Merhav. Cassidy предложила также организовать для министра иностранных дел Туркмении завтрак в конгрессе и заявила, что президент Буш заинтересован в улучшении отношений с этой страной. 600 тысяч долларов и полтора миллиона? Настоящее дело, по мнению лобби. Выдуманный Кеннет Кейс попросил на раздумье несколько дней и исчез.
Эта история заставила смеяться Америку - кто бы мог подумать, что лоббисты такие наивные или они просто ослеплены жаждой наживы? Сильверстейн не обвинял в коррупции ни Apco, ни Cassidy, напротив, он подчеркнул, что обе структуры намеревались действовать в соответствии с законами. Но он критиковал их за готовность "манипулировать общественным мнением" и разоблачил их тайные связи с конгрессом, администрацией, а также с научными учреждениями и СМИ. Отсюда до коррупции один шаг, написал в заключение журналист, напомнив о том, что в прошлом году к тюремному заключению был приговорен Джэк Абрамофф, номер один среди лоббистов. Журналист отверг протесты. "Мой трюк действительно в большей степени аморальный, чем их готовность поддерживать диктатуры?" Роджер Ходж, директор Harper's, выступил на стороне Сильверстейна: "Это называется журналистским расследованием".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях