Süddeutsche Zeitung | 26 июня 2009 г.
На задворках империи
Соня Цекри
Жители российского Дальнего Востока чувствуют себя притесненными и брошенными на произвол судьбы федеральными властями, пишет постоянный автор Sueddeutsche Zeitung Соня Цекри. Одни покидают регион, другие ориентируются на Китай. У Кремля при этом нет идей, что делать с гигантскими задворками империи.
Хирург Александр Криницкий купил квартиру по другую строну российско-китайской границы, а Валерий Шульга, занимающийся автомобильным бизнесом, планирует перебраться в Чехию. Кто-то отдыхает в Северной Корее, а 74-летний градостроитель и по совместительству социолог Валентин Аникеев грезит о советских временах. Но и он, продолжает Соня Цекри, задается вопросом: как долго Дальний Восток будет принадлежать России?
Владивосток находится в 9 часах лета от российской столицы. Жизнь никогда здесь ключом не била: еще поэт Осип Мандельштам называл этот край "арбузной пустотой" России.
По мнению хирурга Криницкого, русские здесь вымирают как народ - и все из-за нововведения, которое властями было придумано как спасение. Речь, замечает автор, идет о повышении пошлин на ввозимые иномарки. Криницкий является одним из активистов движения автомобилистов ТИГР, которые выступают против новых правил. После проведенных во Владивостоке акций протеста ТИГР в одночасье стал символом российского среднего класса, которое ощутило угрозу своему благополучию.
Валерий Шульга принадлежит к тем, кто считает уличные протесты бесполезными: "Зачем протестовать? Москва все равно от нас отказалась". Шульга занимается автомобильным бизнесом - он один из тех, кто привозит с азиатских аукционов корейские, китайские и японские автомобили. Теперь, по словам бизнесмена, ему приходится выкладывать на границе двойную пошлину, несмотря на то, что федеральный центр говорит о незначительном повышении. Больно по карману ударили и девальвация рубля, и новый закон, направленный против "праворульных" автомобилей. Раньше, сетует Валерий, он за выходные продавал до 30 машин. "В этом месяце еще ни одной".
Московские политики, продолжает Соня Цекри, любят называть бизнесменов, занимающихся торговлей пригнанными машинами, спекулянтам, которые не хотят заняться честным трудом. При этом они, утверждает журналист, представляют собой скорее реаниматоров чахнувшего региона.
После краха советской империи на Дальнем Востоке один за другим стали закрываться оборонные предприятия, верфи, были ликвидированы рисовые поля. Зато открылись границы. Сегодня сотни тысяч жителей региона живут благодаря ввозу подержанных иномарок, их ремонту и транспортировке на Запад. И что будет с ними со всеми, если в придачу к нововведениям Россию накроет вторая волна кризиса, задается вопросом автор статьи? "Мы, наверное, погибнем первыми, - говорит автовладелец из Владивостока, - но следующим будет отечественный автопром".
Но погибают не только они, констатирует издание. На Дальнем Востоке на улицы с протестами выходят и работники верфей, не получающие по несколько месяцев зарплату, и сотрудники фабрики по производству вольфрама, а также оставшихся на плаву оборонных предприятий. Регион не может прокормить своих жителей - население за последние 15 лет сократилось с 8 млн до 6,5 млн. Перед Москвой стоит проблема: как наполнить регион жизнью?
Больше автономии, снижение пошлин, создание зон свободной торговли, ликвидация бюрократических препон и новая экологическая политика, советуют эксперты-экономисты.
Ни в коем случае, считает Валентин Аникеев. Он выступает за более жесткую политику экономического протекционизма. Основным пунктом его плана по спасению региона является решительная миграционная политика. На Дальний Восток надо привлекать новых поселенцев - но не из соседних стран, поскольку это только ускорит сепаратистские тенденции и политическую эрозию.
Россия, предупреждают ученые, может потерять свои азиатские территории между Уралом и Тихим океаном. Это, похоже, осознал и президент Медведев после визита на Камчатку. Китай, считают многие эксперты, может завладеть регионом - сначала в экономическом, а затем и в политическом плане.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях