Foreign Policy | 26 июня 2013 г.
Борьба России за то, чтобы ООН оставалась коррумпированной: взгляд изнутри
Колум Линч
При своей встрече в Сочи генсек ООН Пан Ги Мун и президент РФ Путин должны были обсудить гражданскую войну в Сирии, утверждает обозреватель Foreign Policy Колум Линч. Но Путин, Лавров и Шойгу подняли другую тему. "Серия реформ ООН, направленная на оптимизацию миллиардов долларов, которые расходуются на миротворческие силы ООН, несла угрозу для коммерческих интересов России. Путин и его "команда национальной безопасности" вежливо, но твердо надавили на главу ООН, требуя пойти на попятный", - пишет автор, ссылаясь на несколько "высокопоставленных источников в ООН, которые были проинформированы о встрече".
По словам автора, это "лишь очередной пример того, как Россия поигрывает дипломатическими бицепсами, чтобы защитить свое коммерческое положение в ООН. На протяжении большей части минувшего десятилетия Россия вовлечена в систематические усилия, цель которых - препятствовать попыткам искоренения коррупции в сфере расходов ООН", говорится в статье. По словам автора, российская сторона "вытеснила реформаторов ООН", "вырвала клыки у организаций, осуществляющих мониторинг", "заблокировала внутренние бюджетные реформы, цель которых - снижение издержек".
Линч утверждает, что антиреформистские усилия России всего сильнее ощущаются в области аренды авиации для ООН ("оборот этого рынка - 1 млрд долларов в год"). По его заключению, Россия пользуется несправедливыми преимуществами.
Российские предприниматели предоставляют ООН и другим международным организациям дешевые самолеты и вертолеты. В секторе аренды вертолетов для миротворцев ООН доля российских фирм - 75%.
Правда, есть конкуренты - Украина, производящая сходные вертолеты. США, Германия, Франция, Италия, Испания тоже ищут новые возможности для бизнеса, поскольку миссия НАТО в Афганистане сворачивается, отмечает автор. Эти страны неофициально выражают тревогу. "Они утверждают, что система закупок ООН несправедливо подогнана в интересах российской авиации: условия тендеров - например, требуемая вместимость (более 20 пассажиров) - составлены так, чтобы исключить большинство конкурентов", - говорится в статье. Запад встревожен также тем, что многие из ключевых сотрудников ООН - "в том числе заведующий снабжением, украинец, и специалист по авиации, россиянин - уроженцы стран, сильно заинтересованных в авиационном рынке", говорится в статье.
Впрочем, официальный представитель Департамента миротворческих операций ООН Кьеран Двайер заявил, что система "сдержек и противовесов" не позволит ни одному чиновнику единолично устанавливать требования к авиации. Двайер отметил, что вертолеты "Ми-8" действительно играют ведущую роль в операциях миротворцев, но сослался на их ценные особенности: "радиус полета, грузоподъемность, экономность".
Однако Управление услуг внутреннего надзора ООН - организация, которая должна выявлять внутреннюю коррупцию в ООН - заявила: тот факт, что к тендерам не допущен более широкий спектр воздушных судов, создал "большой риск приобретения услуг по воздушным чартерным перевозкам дороже, чем необходимо", пишет автор, ссылаясь на конфиденциальный отчет об аудиторской проверке.
В отчете подтверждены некоторые тревоги, высказанные западными державами, и указано на риск возможного сговора среди поставщиков вертолетов, пишет автор. В отчете от декабря 2012 года отмечается, что крупнейший поставщик вертолетов для ООН состязался за контракты с филиалами, находящимися в полной собственности. Эта практика "еще более подчеркивает срочную необходимость в мерах по ослаблению риска сговора", говорится в статье. Правда, там не упоминается, какие воздушные суда получают преференции, нет названий поставщиков и сведений о том, из каких они стран.
Несколько лет назад ООН попыталась реформировать сферу снабжения. Но Россия энергично воспротивилась, утверждает автор. Например, она попыталась изгнать специалиста, которого перевели в Нью-Йорк для усиления надзора. Несколько лет российское правительство также затягивало переговоры о реформах снабжения в бюджетном комитете ООН, пишет автор, ссылаясь на западных дипломатов.
Со своей стороны, полпред РФ в ООН Чуркин сказал в интервью: "Вообще говоря, мы немного встревожены количеством реформ. Мы не против конкуренции. Мы понимаем, что бизнес - это всегда конкуренция. Но мы не хотим жульнического бизнеса".
Автор возвращается к майской встрече генсека ООН в Сочи. "Российское руководство было особенно встревожено планами передать полномочия по аренде вертолетов полевым миссиям и логистическим центрам ООН в Энтеббе (Уганда) и Бриндизи (Италия)". Этот шаг ограничил бы влияние делегации РФ в штаб-квартире ООН, полагает автор. Российская сторона также возразила против модернизации тендеров и плана по повышению "мобильности персонала".
"Россия сопротивлялась попыткам модернизировать воздушный флот ООН в плане более экологичных технологий, современных систем безопасности и более эффективного потребления топлива", - говорится в статье.
Когда в Конго потерпел аварию "Ми-8", сотрудник штаб-квартиры ООН потребовал поставить на вертолеты ООН дополнительную систему безопасности. Но высокопоставленный чиновник ООН отменил это решение. "Дипломаты ООН вопрошают, не было ли это сделано под давлением России", - замечает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях