Статьи по дате

The Times | 26 марта 2001 г.

Тайны и шантаж

Роджер Бойз

Владимир Путин: "Оживает скорее идиома Холодной войны, чем ее сущность"

Попытка расследовать ситуацию в "Газпроме" может укоротить вашу жизнь. В наше время, когда возникла угроза новой холодной войны, интересно узнать, каково истинное лицо этой скрытной московской газовой компании, контролирующей значительную часть Восточной Европы, угрожая прекратить поставки газа - компании, которая в ближайшее время может начать поставлять газ на Запад?

Когда я готовился писать книгу о "Газпроме", один из самых проницательных польских экспертов по Кремлю чуть не захлебнулся горячим сладким чаем. "Этот проект, - сказал он, - может укоротить твою жизнь".

"Это как если курить 30 сигарет в день?", - спросил я, махнув в сторону переполненной пепельницы.

"Нет, это как если спрыгнуть с верхнего этажа главного офиса "Газпрома".

В московском здании "Газпрома" 35 этажей (помимо всего прочего там находится собственная больница компании, рестораны, гостиница, супермаркет и бани), а значит к этому предупреждению стоило отнестись серьезно. Пока никто не пытался выбросить меня из окна. Однако на всякий случай я решил не торопиться с визитом в небоскреб из стекла и алюминия.

"Газпром" отвечает за 25% всей мировой добычи газа. Он является монополией в России, одного из трех ведущих мировых производителей газа. Если появляются новые компании - такие, как созданная в 1992 г. "Итера", - они оказываются под контролем "Газпрома" или тесно с ним связанными.

Компания владеет 150 000 км газопроводов, в ней работает 350 000 человек. Она стала одной из ключевых европейских властных единиц - и одной из самых скрытных. "Газпром" старается, чтобы эта ситуация не изменилась. Этот инструмент холодной войны грубо приспособился к миру Джорджа Буша и Владимира Путина, в котором, на самом деле, не так много нового.

Может показаться, что холодная война собирается возвращаться на сцену. Российская пресса переполнена озабоченностью в связи с новой гонкой вооружений. На карикатурах президент Буш изображается в ковбойской шляпе и сапогах - точно так же, как когда-то изображали Рональда Рейгана. Они как будто бы говорят: это мы уже видели.

Американская пресса переполнена сообщениями о зловещих попытках установить подслушивающие устройства, оживленными разговорами о намерении президента Путина восстановить сферу влияния Советского Союза и крупнейшем со времени падения Берлинской стены обмене шпионами - пока счет: 51 русский, 4 американца. Новый президент США является сыном не только одного из прежних президентов, но и одного из директоров ЦРУ; Путину видимо неплохо жилось, когда он работал офицером КГБ в Восточной Германии.

Естественно, что они рассматривают мир как поле для конкуренции. Но времена все равно изменились, и возвращается лишь идиома холодной войны, но не ее содержание. Гранитные статуи Ленина разрушены, Железный занавес стал недвижимостью высшего разряда. Лексикон "старого режима" - СССР, КПСС, СЭВ - ушел в прошлое.

Осталось желание России под руководством сильного правителя восстановить свой имперский размах. Но она пользуется не Красной Армией (которая практически утратила свою внешнеполитическую роль в Европе), не парализованной рукой КГБ, а странной организацией, выступающей под именем "Газпром".

Эта компания, 40% акций которой принадлежат государству, давно стала реальной силой в посткоммунистической российской политике. Прежде всего, она отвечает за 8% российского ВВП и является основным поставщиком твердой валюты. Помимо всего своего газа, она контролирует 20 фермерских хозяйств, 67 мясоперерабатывающих заводов, 31 молочный завод, судоходную компанию, банки, отели, черноморский санаторий, постоянно увеличивающийся портфель промышленных активов, два десятка газет и по меньшей мере 14 теле- и радиостанций. В настоящее время она ведет борьбу за контроль над НТВ, одним из немногих СМИ, критикующих Путина. "Газпром" велик. Но безопасен ли он? Какие цели он преследует за рубежом? Говоря простыми словами, "Газпром" расширяет влияние Кремля на плиты и батареи десятков миллионов домов, разбросанных по всему европейскому континенту. Развивающиеся экономики копят долги за его топливо. Он не стесняется перекрывать краны. "Газпром" стал самым важным российским внешнеполитическим инструментом, - сказал наблюдающий за этой газовым гигантом Яцек Паласински в журнале "Впрост". - Он выступает вместо армии и приобретает влияние, свойственное армии".

Поляков беспокоит то, что "Газпром" прокладывает оптиковолоконный кабель по маршруту своих подземных газопроводов, делая тем самым возможным подключение к секретным коммуникациям страны. Это, может быть, нереально - "Газпром" утверждает, что прослушиванием не занимается, - но симптоматично. В Центральной и Восточной Европе считают, что "Газпром" играет в кремлевские игры. Последний конфликт возник в связи с проектируемым газопроводом Восток-Запад, который должен пройти в Западную Европу по территории Польши и Словакии, в обход Украины. Таким образом, Россия могла бы наказать Украину за неспособность платить за топливо, а также поссорить Варшаву и Киев.

Одни человек в Варшаве, которую все чаще начинают называть шпионской столицей - титул, принадлежавший ранее Берлину - хотел показать мне документы, доказывающие, что "Газпром" обманывал Польшу. Мы встретились в баре отеля "Шератон". Бледный, интеллигентного вида мужчина говорил без каких-либо признаков помешательства. Вдруг через 15 минут он заявил, что ему надо пойти в туалет, что в фильме о Джеймсе Бонде означало бы предложение порыться в его чемодане. Но у моего информатора с собой был только полиэтиленовый пакет. Он так и не вернулся из туалета - то есть он исчез. В оставленной им сумке лежала пачка газет и листок бумаги, на котором было написано: "БОЙСЯ ГАЗПРОМА, АНТИХРИСТА".

Подобные информаторы могут запутать, но "Газпром" умеет вселять в людей страх. Это связано с той сетью зависимости, которую он соткал вокруг себя; над "Газпромом" витает аура сборщика долгов и судебного исполнителя.

Путин благословил новое, демократическое правительство Югославии, пообещав к зиме восстановить поставки газа. К нему отнеслись, как к спасителю. Ранее "Газпром" перекрыл краны, поскольку Югославия должна ему $300 млн.

Какие услуги могла бы Югославия оказать Москве? Как Путин возместит финансовый ущерб "Газпрому"? Зимой президент Грузии Эдуард Шеварднадзе был вынужден послать своего министра энергетики в Москву - просить возобновить поставки природного газа, чтобы в Тбилиси снова включился свет и появилась горячая вода. Грузинские чиновники говорят, что политическая подоплека этого состоит в том, что Россия не хочет отказываться от своих военных баз в Грузии, чтобы контролировать или блокировать доступ из этой страны к чеченским повстанцам. Грузинское правительство решило закрыть две из четырех баз. Вскоре был отключен газ.

На территории бывшей советской империи происходит множество подобных историй. Создается ощущение, что "Газпром" в первую очередь занимается бизнесом, уделяя при этом большое внимание политическим схваткам. На Востоке газовщик всегда звонит дважды. Россия с ее ослабленной армией почти всегда пытается использовать энергетические поставки для получения геополитических выгод.

Западная Европа должна отнестись с этой проблеме серьезно. Во время холодной войны Германия относилась к импорту российского газа очень осторожно и старалась ограничить свои закупки в России третью всех западногерманских потребностей. И даже это беспокоило администрацию Рейгана. Сейчас Германия не препятствует увеличению объемов российского импорта. Европейский Союз похоже решил в ближайшие двадцать лет удвоить количество закупаемого в России газа. Даже Британия может втянуться в этот процесс: британские газовые резервы стремительно иссякают; а резервы "Газпрома" кажутся практически бездонными - 32,6 млрд кубометров.

Немецкий консерватор Дагмар Верл - одна из тех немногих, кто обращает внимание на возможные опасности. "41% газа ЕС импортирует из России, и эта тенденция стремительно укрепляется, - говорит она. - Правительство знает, что ситуация в России не всегда стабильна, и очень хорошо знает, как Россия использовала свою роль поставщика энергии для создания политической зависимости".

Госпожа Верл - политик заинтересованный. Она не хочет, воспрепятствовать тому, чтобы правительство Германии поставило крест на ядерной энергетике. И она хорошо подготовлена. "Правительство должно спросить своих коллег в Центральной и Восточной Европе, можем ли мы вынести подобный уровень зависимости?" Правительство Шредера отмахнулось от Верл, назвав ее бойцом холодной войны. Но ею движут верные инстинкты. Она приняла центрально-европейский принцип близко к сердцу: быть параноиком - значит располагать всей информацией. То, что 80% потребляемого ЕС газа - импорт, делает нас уязвимыми к шантажу, а это тревожно.

Отчасти эта растущая газовая компания пугает тем, что она отходит от национального русского стиля ведения дел. Самый известный из ее руководителей, Виктор Черномырдин, ставший впоследствии премьер-министром и продержавшийся на этом посту рекордный для посткоммунистической России срок, соответствовал стереотипу газовщика-нефтяника. Грубовато-простодушный, решительный, богатый (его личное состояние оценивается в $5 млрд). Он сделал своего сына заместителем главы дочернего предприятия "Газпрома", занимающегося прокладкой газопроводов. Нынешний глава компании, краснолицый Рем Вяхирев - человек того же склада.

Но они уступают дорогу новому поколению молчаливых корпоративных менеджеров, которым более свойственна этика Путина, чем компанейское пьянство ельцинской эпохи. За рубежом они похожи на образцовых бизнесменов. Они даже проводят совещания за завтраком. Один словацкий источник, близкий к братиславской команде переговорщиков, до сих пор не может оправиться от шока: "Они как будто бы работали внутри яичной скорлупы. Мы посылали к ним в отель красивых девушек - ничего. Ящики спиртного - безрезультатно".

"Газпром" - дисциплинированная компания, заинтересованная в том, чтобы захватывать контроль. Несколько лет назад в ходе работы над книгой, которая не угрожала моей жизни, я посетил сибирский полуостров Ямал. Я хотел взять интервью у самого богатого рабочего России и не испытывал интереса к "Газпрому". Но вскоре я попал под колдовское влияние этой компании.

Вы летите самолетом "Газпрома", вас встречает "Мерседес" компании. В городе с 30-тысячным населением нет частных автомобилей - только служебные "Мерседесы", непрерывно сжигающие бензин, который среди ямальских нефтегазовых месторождений дешевле воды. В этом городе нет детей, нет стариков и всего 10% женщин; огромное рабочее общежитие, где по российским стандартам условия проживания были роскошными.

Свежие помидоры, как и прочие продукты питания, поставлялись на Ямал на самолетах компании. Зарплаты в семь раз превышали средние по России. За это ты должен от зари до зари работать при температуре минус 30 градусов. У рабочих не было ни малейшего желания съездить в ближайший город, расположенный в 300 км. Путешествия не поощряются. "Газпром" контролирует продажу железнодорожных билетов и автопарк. Газовый гигант ясно дает понять, что не хочет, чтобы рабочие уезжали. "Через пару лет ты уезжаешь, думая: "Все, я заработал денег, теперь я могу жить, - рассказал мне один вернувшийся домой в Киев украинский доктор. - Но большинство не могут устроиться. Пьют как сумасшедшие. За полярным кругом не нужно много, чтобы опьянеть. Здесь ничего не остается, как пить и пить". Доктор в конце концов вернулся в Сибирь - и в "Газпром".

Источник реальной власти, огромного политического влияния этой компании кроется в дисциплине сообщества газовиков: самое важное здесь - контроль и готовность покупать людей. Люди могут выдыхаться, правительства могут уходить в отставку, но их можно заменить - а огромные резервы под сибирской вечной мерзлотой заменить нельзя.

Широко разрекламированная битва Путина с российскими олигархами - это лишь часть московской мыльной оперы. Его попытка добиться того, чтобы "Газпром" не был государством в государстве, делается на более тонком уровне. "Газпром" готов стать самым эффективным внешнеполитическим инструментом России при том условии, что его оставят в покое. Но президент хочет от "Газпрома" большего - он хочет, чтобы эта организация согласовывала свои стратегические задачи с задачами путинского Кремля, чтобы эта компания не прятала свои активы и платила налоги.

Недавно в наблюдательный совет компании вошло доверенное лицо - Дмитрий Медведев. Этого, по всей видимости, недостаточно. "Газпром" - зловещий, сильный и скрытный - способен пережить даже такого зловещего, сильного и скрытного президента, как Владимир Путин.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru