Статьи по дате

The Washington Post | 26 марта 2001 г.

Путин укрепляет власть, но не всегда знает, как ею пользоваться

Питер Бейкер и Сюзан Глассер

В течение трех веков, прошедших с тех пор, как Петр Великий заложил первый камень в его основание, Константиновский дворец, окна которого выходят на Финский залив, пережил трудные времена; то же самое можно сказать и о всей стране. В этом месяце было объявлено о реконструкции дворца (для этого потребуется 150 млн. долларов), который должен стать величественной резиденцией президента Владимира Путина, когда тот будет навещать свой родной Санкт-Петербург.

Путин - не первый российский лидер после падения монархии, питающий склонность к царским атрибутам власти. Его предшественника Бориса Ельцина за его волевую натуру часто называли "Царь Борис". Однако Ельцин так и не сумел править по-царски, как Путин - даже несмотря на то, что последний иногда не уверен, что делать с полученной властью.

Путин, избранный президентом год назад, приобрел влияния в мире российской политики больше, чем какой-либо другой лидер за почти 15 лет. В то время как Ельцин наталкивался на столь серьезное сопротивление со стороны парламента, что однажды был вынужден расстрелять его из танков, Путин имеет дело с послушной Думой, которая просто утверждает все его предложения. В то время как старый, больной Ельцин на несколько недель исчезал с политической арены, Путин сделал самого себя олицетворением государства, ежедневно организовывая совещания в Кремле и появляясь на людях, чтобы стать единственным выразителем общественного мнения, с которым по-настоящему стоит считаться.

"Президентская власть стала более сильной, чем год назад,- подчеркнул Егор Гайдар, одно время занимавший пост исполняющего обязанности премьер-министра при Ельцине.- Путин контролирует парламентское большинство; это означает, что ему обычно удается навязать свою точку зрения - в этом его важное отличие от предыдущего лидера. Кроме того, он предпринял шаги по ограничению абсолютистской власти региональных лидеров."

И все же, если Путин преуспел в восстановлении определенного порядка после 10 лет посткоммунистического хаоса, то, по мнению некоторых политиков, коренных изменений почти не произошло. Губернаторы стали вести себя более вежливо по отношению к Москве, однако они до сих пор руководят своими регионами как феодалы. Большинство бизнес-магнатов, известных как олигархи, продолжают действовать по своему усмотрению. Бюрократия остается силой, определяющей повседневную жизнь граждан.

Кроме того, сосредоточив в своих руках огромную политическую власть, Путин до сих пор четко не объяснил, для чего она ему нужна. Реформы, предпринятые в эпоху правления как Ельцина, так и советского лидера Михаила Горбачева, были оттеснены на второй план задачей восстановления политического спокойствия.

"Путин заявил, что он сейчас хочет завершить революцию, а не начать новую",- заявил его ключевой политический советник Глеб Павловский.

С тех пор, как Путин вышел из тени, чтобы занять место российского лидера, президент, говорящий о демократии и одновременно возвращающий советскую символику и обрушивающийся с нападками на СМИ, стал объектом непрекращающихся дебатов в России и на Западе: "Кто такой Путин? Но год спустя уже можно составить более определенную картину стиля руководства Путина.

Из интервью с ключевыми политическими фигурами вырисовывается портрет лидера, жаждущего власти, но не знающего, что с ней делать. За время пребывания на посту президента Путин уделил основное внимание не восстановлению экономики и не созданию гражданского общества, а укреплению своих собственных позиций.

Он вывел из состава парламета своенравных губернаторов и заставил двух наиболее критически настроенных олигархов уехать из страны. Он поручил некоторым своим приятелям-ветеранам КГБ осуществлять контроль над регионами, выразил намерение упразднить многие политические партии, прибрал к своим рукам телеканал, сохранявший видидимость независимости, и заложил основу для взятия под контроль по-настоящему независимого телеканала.

По словам Гайдара, федеральные власти, контролировавшие менее половины финансовых потоков в России, в этом году при Путине могут получить до 60% - это серьезный сдвиг в сторону центра.

Возможно, наиболее удивительной чертой правления Путина пока является отсутствие серьезной оппозиции. Ориентированные на Запад либералы открыто и резко его критикуют, говоря о "ползучем конституционном перевороте" и осуждая авторитарные наклонности Путина. То же самое можно сказать и об участниках "чрезвычайной" правозащитной конференции, состоявшейся в начале этого года

Однако, по правде говоря, либералы не имеют большого политического влияния и не пользуются народной поддержкой. У Путина есть критики, но нет настоящих соперников.

"В отличие от американского президента, у Путина нет оппозиции,- подчеркнул независимый депутат Владимир Рыжков.- В российской политике вопрос всегда стоит о степени лояльности, а не о степени оппозиционности."

"Ответ прост: он - глава государства,- заявил лидер реформаторской партии "Яблоко" Григорий Явлинский.- Депутаты в Думе сейчас просто жаждут проголосовать так, как хочет Путин."

Пример Явлинского, возможно, наиболее видного российского либерала, в этом плане показателен. Он убедительно обвиняет Путина в воссоздании полицейского государства,однако до сих пор поддерживает контакты с администрацией в надежде повлиять на принятие решений. "Мы поддерживаем диалог с президентом и в то же время выступаем против создания полицейского государства",- отметил Явлинский.

Власть Путина над Думой в начале этого месяца вылилась в странную, срежиссированную Кремлем политическую провокацию, "искусственный кризис", как выразилась эксперт московского Карнеги-центра Лилия Шевцова.

Партия "Единство", созданная для поддержки Путина, шокировала Москву своим заявлением о намерении поддержать коммунистический вотум недоверия - не потому, что она находится в оппозиции кабинету, а потому, что успешное голосование даст президенту право распустить Дуду и созвать досрочные выборы.

Это была рискованная игра, явно придуманная Павловским - хитрым, словоохотливым политическим консультантом, который помог привести Путина к власти. По его мнению, выборы лишь усилили бы влияние Путина в Думе. Однако рядовые депутаты Думы воспротивились этой идее, которая поставила бы под угрозу их кресла, и партийные лидеры были вынуждены пойти на попятную.

Провал этого хитроумного заговора не расстроил Павловского. "Рано или поздно, вопрос о досрочных выборах вновь встанет, а козырные карты находятся в руках у президентской стороны",- отметил он. Тем не менее, президент сделал так, чтобы основные критические стрелы обрушились на его союзников, а сам внезапно исчез из города, отправившись в незапланированный отпуск на сибирский горнолыжный курорт.

В действительности, несмотря на концентрацию столь огромной власти, Путин зачастую предпочитает ею не пользоваться. При всей своей репутации зарождающегося автократа, Путин колебался при принятии решений по некоторым ключевым проблемам, в связи с чем возникают новые вопросы: Он нерешителен или просто склонен к долгим раздумьям? Он не хочет использовать огромный политический капитал, который выражается в 70% поддержке со стороны общественности, или не способен добиваться своего, даже если решение им уже принято?

Понадобилось несколько месяцев мрачных репортажей с Дальнего Востока, где тысячи людей тряслись от холода из-за отсутсвтия тепла, прежде чем Путин обратил внимание на повсеместные призывы снять с должности губернатора Приморского края Евгения Наздратенко. Но даже в этом случае Путин вручил Наздратенко утешительный приз, взяв его на работу в Москву, где он возглавил Государственный комитет по рыболовству.

Путин также колебался во время конфликта между представителями высшего военного руководства по поводу того, какую стратегию развития вооруженных сил следует избрать, а также публичного спора между своими главными экономическими советниками и премьер-министром.

По словам политиков, в самом Кремле помощники Путина разделены на три основные группы. В состав одной из них входят остатки ельцинской "Семьи" во главе с руководителем президентской администрации Александром Волошиным; другую группу составляют бывшие коллеги Путина по спецслужбам, видным представителем которых является советник по вопросам безопасности Сергей Иванов; третья, менее влиятельная группа, представлена реформаторами-рыночниками во главе с министром экономики Германом Грефом.

В результате, за исключением новой налоговой системы, Путин явно не стремился добиться осуществления посткоммунистических реформ, унаследованных им от Ельцина - начиная от банковской реструктуризации и заканчивая земельной реформой - что вызывает разочарование у либералов. "Наша основная задача - заставить правительство сделать что-нибудь конкретное и полезное,- заявил бывший вице-премьер Борис Немцов.- К сожалению, в этой области ничего не сделано."

Наглядный тому пример - передача Путиным в Думу долгожданного законопроекта, предусматривающего внесение в оставшийся от коммунистических времен УПК изменений, требующих санкции суда на обыск и задержание на срок более 48 часов.

Спустя всего несколько дней после передачи законопроекта в Думу Путин оказался под сильным давлением со стороны генпрокурора и министра внутренних дел, решительно выступивших против связывания рук правоохранительным органам. Путин - бывший полковник КГБ - уступил давлению и внезапно отозвал свой собственный законопроект.

"Отозвав этот законопроект, президент Путин допустил трагическую ошибку,- заявил один из лидеров "Союза правых сил", депутат Думы Виктор Похмелкин.- Путин продемонстрировал свою слабость и зависимость от правоохранительных органов."

По мнению Павловского и других советников Путина, подобная реакция Путина скорее всего является еще одним шагом в рамках президентской кампании по укреплению его власти. По словам Павловского, в том, что реформы не идут, виновата российская бюрократия, которая хочет лишь гарантировать свою собственную власть и вернуться к стабильности последних лет холодной войны. "Они пытаются,- подчеркнул он,- превратить Путина в Брежнева."

Павловский признал, что даже для пользующегося популярностью президента опасно медлить с принятием решений. "Доверие Путину означает готовность ждать. Но это не значит, что они готовы ждать вечно."

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru