Статьи по дате

The Jerusalem Post | 26 марта 2003 г.

Во время урагана самая лучшая техника бесполезна

Мэттью Гутман

Совсем как в России, где холодная зима замедлила марши наполеоновских и фашистских войск на Москву, в Ираке природа - в виде лишающих зрения песчаных бурь - дала передышку, замедлив движение войск коалиции.

В сообщениях из иракского города Карбалы, к югу от Багдада, говорится о почти полной темноте средь бела дня, когда видимость не превышает одного метра.

По мнению израильских военных экспертов, коалиция, скорее всего, продолжит бомбардировки, но бури, несомненно, замедлят движение американских и британских механизированных войск.

"Хотя современная технология нашла способы справиться с явлениями природы ? темнотой, дождем, туманом, облачностью, ? проблему песчаных бурь ей еще предстоит решать, ? пояснил отставной генерал-майор Авраам Ротем, бывший командующий бронетанкового корпуса израильской армии. ? Слишком много довольно крупных частиц летает вокруг".

Самую большую проблему это представляет для вертолетов, у которых двухмоторные двигатели всасывают большое количество воздуха. Техническое обслуживание таких машин значительно затрудняется, когда пройдены сотни километров вглубь вражеской территории.

Песчаные бури могут не только испортить механизмы, но и подорвать боевой дух сражающихся бойцов. По словам военного историка профессора Мартина Ван Кревельда, "пыль проникает повсюду. Солдаты не могут ни есть, ни спать". Он полагает, что бури не дают взлетать хваленым легким подразделениям 101-й воздушной дивизии, состоящим из 270 вертолетов. До сих пор о них ничего не слышно.

Использование больших машин, которые могут взять на борт до 30 солдат, считается слишком рискованным.

Тем не менее Ван Кревельда восхищает скорость, с какой войска коалиции дошли до Карбалы. "Никто кроме советских войск в Манчжурии и, может быть, немцев в северной Африке не проходил по 150 км в день". По мнению Ван Кревельда, бури в конечном счете играют на руку иракцам, а не американцам, потому что Америка возлагает на вертолеты слишком большие надежды.

По словам Ротема, в соответствии с военной тактикой, "если у вас есть воздушный дивизион, состоящий из 70?90 лучших в мире вертолетов, вы предпочтете переждать подобную бурю: риск аварии слишком велик".

Ротем пояснил, что при всей сложности и изощренности американских радаров и систем слежения замены человеческому зрению нет. "Все время остается страх, что в тебя попадет свой же пилот, и тебе конец", ? сказал он.

В 1997 году Израиль потерял более 70 солдат, когда во время ливня с ураганом столкнулись два транспортных вертолета.

Когда ветер несет пыль со скоростью 60 км/ч, а то и быстрее, танки практически слепнут. Однажды, во время маневров в пустыне Негев, колонне Ротема пришлось пробиваться через более слабую песчаную бурю, "которая по силе даже близко не напоминала ту, которая бушует в Ираке". Командир одного из танков сообщил, что наехал на какое-то препятствие. Ротем выскочил из своего танка и с трудом добрел до хвоста колонны.

"Я забрался на небольшой песчаный холм возле танка и обнаружил, что мы стоим на машине скорой помощи. Уверяю вас, тогда было совсем не смешно. В конце концов нам удалось вытащить перепуганного водителя. Он остановился на обочине дороги, чтобы переждать бурю", ? вспоминает Ротем.

Для таких ситуаций многие машины механизированных войск оборудованы дополнительными воздушными фильтрами. Однако их двигатели все же уязвимы для мелких песчинок и частиц пыли, которые невозможно отфильтровать.

"И все-таки я бы предпочел пережидать песчаную бурю в относительно удобном танке "Абрамс", а не в допотопном Т-55 российского производства (на которых воюют иракцы)", ? сказал он.

Источник: The Jerusalem Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru