Статьи по дате

Tagesspiegel | 26 марта 2003 г.

По ту сторону Сталинграда

Харальд Мартенштайн

Закон Голливуда гласит: немецкие фильмы, которые получают "Оскара", должны быть так или иначе связаны с нацистской темой

Немецкий фильм ? что это такое? Что позволяет его опознать при отсутствии звука? У французов все просто. Стилистическая особенность французских фильмов ? это диалоги. Речь идет о любви, они при этом двигаются, но не закрывают рта. Содержание английских фильмов связано со средой и социальными классами, это фильмы о пролетариате или сливках общества. Итальянские фильмы узнают по стереотипам ? здесь особенно капризные режиссеры, особенно красивые исполнители. Ясно, что все это клише, но фактически все так и есть, по крайней мере, в общем и целом.

Немецкие фильмы бывают иногда лучше, иногда хуже, в них есть понемножку от всего, но не слишком много, у них нет никакого общего признака. Кроме присутствия нацистов.

В Голливуде решили, что немецкая специализация ? это нацистская тема, нацисты удаются немцам лучше всего. Соответственно, наши успехи выглядят следующим образом. 2003 год: "Оскар" за фильм "Нигде в Африке" Каролины Линк - женщина и ее семья, беженцы при нацизме. 1979 год: "Оскар" за "Жестяной барабан" Фолькера Шлёндорфа - ребенок во время правления нацистов (до того и после этого). 1982 год: "Оскара" не было, но было шесть номинаций за "Лодку" Вольфганга Петерсена - мужчины при нацистах. Если проявить великодушие, можно приплюсовать к этому и 1981 год: "Оскар" за "Мефисто" Иштвана Сабо, фильм совместного немецко-венгерского производства, экранизация немецкого романа - деятели искусства и гомосексуалисты при нацистах. Немецкие фильмы, номинировавшиеся на "Оскар", постепенно прорабатывают все аспекты этой темы. Старики и нацисты, подростки и нацисты, гетеросексуальные холостяки и нацисты; обойдены вниманием разве что матери-одиночки и нацисты, а также разобщенные семьи и нацисты.

Притягательность "Оскара" основывается на том же, что и притягательность футбола - ничего нельзя предсказать заранее, несправедливости открыты все двери. Большей частью выигрывают фавориты, но не всегда. Порой актуальные темы и прекрасные актеры проигрывают аутсайдерам. Какой год был самым несправедливым? Наверное, 1980. На старте: "Последнее метро" Трюффо, "Тень воина" Куросавы, "Мой американский дядюшка" Рене. Но победителем стал сентиментальный советский фильм "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова.

Только немецкие фильмы об Африке чудным образом имели успех безо всяких нацистов. В 1976 году "Оскар" за лучший зарубежный фильм получили "Черные и белые в цвете" франко-немецко-швейцарского производства, тема: Первая мировая война в Африке - предмет, который трудно осветить без немецкого участия. Режиссером был тогда еще юный Жан-Жак Анно.

Выводы таковы. Во-первых: немецкий фильм об Африке с нацистской подоплекой оскаровские академики могут признать высшим достижением киноискусства. Во-вторых: "Оскар" спокойно можно сравнить с чемпионатом мира по футболу. С одной стороны, его результат в определенной мере зависит от воли случая, а именно ? от сомнительных решений арбитра, художественная ценность фильма вторична и серьезно не рассматривается. С другой стороны ? людям это интересно, к тому же речь идет о куче денег.

Источник: Tagesspiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru