Статьи по дате

Frankfurter Allgemeine | 26 марта 2004 г.

Самая большая роскошь - это второй ребенок

Петра Колонко

Чжоу Цзюнь пробился наверх, перебрался из провинции в столицу, вырос из мелкого служащего в состоятельного независимого предпринимателя. У него есть собственная квартира в Пекине и машина, его жена может позволить себе работать на полставки, а его 5-летний сын ходит в самый дорогой детский сад в районе. Но, если спросить Чжоу Цзюня, чего ему не хватает для счастья, он ответит: "Второго ребенка".

В Китае для многих людей из нового среднего класса второй ребенок - это самая большая роскошь, которую они хотели бы себе позволить, если бы имели на это право. Уже более 20 лет китайские семьи, живущие в городах, послушно следуют политике "Одна семья - один ребенок".

В отличие от сельской местности, где крестьяне могут иметь двоих детей, а часто имеют даже больше, в городах Китая семья с одним ребенком является правилом. Под лозунгом "Одного ребенка достаточно" выросло целое поколение. Однодетная семья пропагандируется как "основополагающая политика Китая" с 1980-х годов, и уже почти два года, как она стала законом.

Иностранный паспорт позволяет иметь несколько детей

В Китае, стране с 1,3-миллиардным населением, горожане живут в жуткой тесноте. Несмотря на все меры по планированию семьи население Китая каждый год увеличивается примерно на 10 млн человек. Эти аргументы, а также угрозы убедили горожан в верности политики одного ребенка. Официально говорится, что контроль рождаемости предотвратил появление 300 млн детей. Однако в процессе модернизации страны, когда китайцы получили право на личное счастье, некоторые родители стали задумываться о том, как хорошо было бы завести еще одного ребенка.

Многие из молодых китайских студентов, которые могут позволить себе учебу за границей, предпочитают вступать в брак за границей и там же рожать детей. Или же они стараются получить иностранный паспорт, с которым даже после возврата на родину не обязательно следовать политике одного ребенка. В дорогих пригородах Пекина и Шанхая живут китайцы с американскими, немецкими или австралийскими паспортами, которые имеют двоих и более детей и гордятся этим. Однако таковых в стране меньшинство.

Представители среднего класса, не имеющие иностранного паспорта, должны придерживаться государственной политики. Тем не менее семьи, принадлежащие к новому среднему классу, стали первыми, кто вообще позволил себе помыслить о втором ребенке. Высокие доходы и накопления - это в Китае условие для того, чтобы иметь детей.

Каждый ребенок обходится в круглую сумму

Это не только расходы на питание и одежду - ребенок в социалистической системе воспитания с момента своего появления на свет обходится своим родителям в круглую сумму. Поскольку оба супруга должны работать, еще до рождения ребенка приходится побеспокоиться об уходе за ним.

Большая часть родителей предпочитает отдавать детей в ясли и детские сады, поскольку они полагают, что там ребенка могут "чему-то научить". Кроме того, уже с детского сада начинается конкурентная борьба. Ребенок должен ходить в лучший детский сад, чтобы попасть в хорошую начальную, а позже - среднюю школу, чтобы иметь шансы поступить в университет. Чем лучше детский сад, тем выше плата и "добровольные пожертвования", которые вносит каждая семья.

Чжоу Цзюнь пожертвовал детскому саду, куда пошел его сын, 20 тысяч юаней (около 2000 евро). Это соответствует годовому заработку мелкого служащего.

Чем старше становится ребенок, тем больше приходится платить. За начальную школу, за среднюю и высшую - почти везде плата за обучение и вступительные взносы высоки. Предвидя подобные расходы, каждый задумается, хочет ли он второго ребенка.

"Правительство таким путем пытается ограничить рождаемость", - возмущается госпожа Ли, служащая одного из офисов в Пекине. Она бы с удовольствием завела второго ребенка, однако понимает, что при доходе семьи в пять тысяч юаней она себе этого позволить не может.

Штраф за второго ребенка

С началом развития в Китае рыночной экономики значительные штрафы за рождение второго ребенка уже не так пугают людей с высокими доходами. Рождение второго ребенка наказывается штрафом, который в законе о населении от 2002 года называется взносом в государственный детский фонд. Его размер устанавливается местными властями. В случае Чжоу Цзюнь он составил бы около 20 тысяч юаней - сумма, которую он легко может себе позволить.

Кроме того, второй ребенок не имеет права посещать детские учреждения, которые входят в общественную систему воспитания, однако сейчас уже всюду имеются частные школы и университеты, которые за хорошие деньги принимают всех детей. Отсутствие государственного медицинского страхования сегодня тоже можно компенсировать через частную страховую компанию.

Однако до сих пор самым эффективным остается требование, согласно которому государственные служащие и кадровые сотрудники партаппарата не могут иметь второго ребенка, а ведь во многих семьях один из супругов часто работает на государственной должности, которая предоставляет определенные гарантии. Поэтому жене Чжоу Цзюня приходится думать, отказываться ли ей от работы на полставки в школе и тем самым - от гарантированной пенсии и медицинской страховки.

По официальной информации политика "Одна семья - один ребенок" сохранится до 2010 года. Однако китайские ученые-демографы уже сейчас говорят о старении общества и указывают на все возрастающее число городских семей, которые вообще не хотят иметь детей.

Пекин и Шанхай уже смягчили свое законодательство. Так, после развода во втором браке можно завести еще одного ребенка. Но самым значимым является нововведение, согласно которому теперь в обоих городах право завести второго ребенка получили пары, в которых и муж, и жена происходят из семьи с одним ребенком. Сейчас самым старшим из "однодетного" поколения чуть за двадцать, и они как раз вступают в брачный возраст. "Однодетное" поколение, если этот пример распространится по всей стране, сможет иметь двоих детей.

На Чжоу Цзюня и его жену не распространяется ни одно исключение из правил. К тому же они пока еще опасаются, что государство сделает шаг назад. Они хотят подождать, не предвидятся ли дальнейшие изменения законов.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru