Статьи по дате

The New York Times | 26 марта 2007 г.

Попытки протестов наталкиваются на ухищрения властей и милицейские дубинки

Майкл Швирц

В субботу в Нижнем Новгороде, третьем по величине городе России, едва успели развернуть флаг и выкрикнуть антикремлевский лозунг, как милиционеры в бронежилетах окружили небольшую группу демонстрантов и журналистов, собравшихся на акцию протеста против правительства президента Владимира Путина.

По словам организаторов акции, около 200 участников марша дошли до площади Горького в центре города, когда появились милиционеры, покачивающие дубинками. Примерно 10 пожилых людей, кричавших "Фашисты! Фашисты!", давили спинами на щиты второй волны милиционеров, но были сбиты с ног. После первой милицейской атаки многие участники демонстрации растворились в толпе зрителей, однако милиционеры загнали около 30 человек, включая нескольких иностранных фоторепортеров, в ожидающие автобусы.

Это стало типичной реакцией властей на так называемые "Марши несогласных", которые устраивает "Другая Россия", непрочная коалиция либералов и радикалов во главе с бывшим шахматным чемпионом Гарри Каспаровым и бывшим премьер-министром президента Путина Михаилом Касьяновым, наряду с другими.

Власти города и области, неизменно лояльные Кремлю, предпочли не допустить даже минимального проявления инакомыслия "Другой России". Во время последнего мероприятия, третьего на счету коалиции, власти использовали ряд мер, включая тихие, но эффективные уловки, чтобы подорвать даже слабые попытки мобилизовать силы.

На первом марше, прошедшем в декабре в Москве, около 1 тыс. участников собрались в разрешенном властями месте под пристальным наблюдением нескольких тысяч омоновцев. На втором, в Петербурге 3 марта, участники пренебрегли запретом на проведение демонстрации в центре города, и их встретила милиция, пустившая в ход дубинки. Более 100 человек были задержаны после того, как большая группа демонстрантов прорвалась через милицейский кордон на главную улицу города, Невский проспект.

Но в Нижнем Новгороде милиция не полагалась на волю случая. Власти свели акцию почти к нулю еще до того, как она началась.

Городские чиновники ответили отказом на заявку организаторов на проведение марша в центре города, на Большой Покровской, главной торговой улице, которая начинается от крепости XVI века на площади Горького. Взамен они предложили провести акцию на площади Ленина, на другом берегу Оки. Но организаторы заявили, что марш пройдет там, где планировалось.

12 марта в городе начались дорожные работы на Большой Покровской - строительство, утвержденное два года назад, по словам пресс-секретаря Ларисы Курылевой.

Примерно за неделю до марша городские власти объявили, что в тот же день пройдут культурная ярмарка и парад, посвященные празднику "Город мастеров" и году русского языка. Одна из организаторов торжеств, Любовь Шмольнина заявила, что это ежегодные торжества, отмечающие работу учащихся профессионально-технических училищ города.

В течение недели перед "Маршем несогласных" милиция побывала дома у организаторов и арестовала нескольких членов Национал-большевистской партии, а также члена оргкомитета марша от Народно-демократического союза Михаила Касьянова, сообщила еще одна организатор, Оксана Челышева из Фонда поддержки толерантности.

По ее словам, она слышала сообщения о неназванных посетителях школ, университетов и магазинов, предупреждавших людей, что не следует ходить в центр города в субботу.

Во вторник милиция конфисковала 60 тыс. экземпляров газеты, которую издает организация Каспарова "Объединенный гражданский фронт". Милиция заявила, что будет проведена экспертиза документов на предмет содержания в них проявлений экстремизма, заявила региональный координатор организации Светлана Сумина. Утром в день марша тысячи милиционеров и бойцов спецназа были мобилизованы и начали собираться, ставя блокпосты и проверяя машины. "Как на войне", - сказал таксист Константин Ионов.

Милиция то и дело останавливала молодых мужчин, проверяя у них документы и осматривая сумки. На вопрос об обысках офицер, отказавшийся назвать свое имя, ответил: "Я был в Нью-Йорке в районе 11 сентября, меня остановили шесть раз". Он явно ставил знак равенства между предстоящим маршем и терактами.

Несколько патрульных милиционеров заявили, что их вызвали в наряд против террористов, другие заявили, что из Москвы приезжают неонацисты.

На культурном празднестве, которое проходило одновременно с маршем на другом конце города, были народные пляски и речи, прославляющие величие России и богатство ее языка. На параде утром того же дня жалкого вида ученики ПТУ в блестящих формах маршировали строем по той самой Большой Покровской, где хотели провести акцию организаторы антиправительственной демонстрации, с вывесками, гласящими: "Профессиональное училище номер 70" и "Промышленно-техническое училище".

Зрителей, помимо милиционеров, было мало. Пожилая женщина, морщинистая и сгорбленная, вышла из пекарни, где она работает за копейки. Она сказала, что это похоже на советские времена, только "тогда были коммунисты, а теперь молодежь".

В итоге даже те участники акции, которым удалось пройти через внешнее милицейское оцепление, так и не добрались до площади Горького, где по сенью памятника советскому писателю Максиму Горькому небольшая группа детей участвовала в играх, организованных местными властями, в окружении солдат в бронежилетах.

Совсем не много участников, около 20, добрались до края площади и развернули плакаты. Когда прозвучало несколько лозунгов: "Нам нужна новая Россия!" и "Долой фашизм!" - в дело вступил ОМОН.

Среди тех, кого забрала милиция, было несколько иностранных и российских журналистов, включая фотографа The New York Times, которого позже отпустили.

Действия милиции были необходимы, чтобы "защитить детей", игравших на площади, заявила Курылева, пресс-секретарь местного правительства.

Беседуя позже с журналистами на площади, где ОМОН собирал свое снаряжение, а над головой жужжал милицейский вертолет, заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Потапов заявил: "Мы не против людей, делающих то, что они хотят".

Но он сказал, что нужны гарантии безопасности, хотя и отрицал наличие серьезной угрозы.

"Здесь было всего несколько человек", - заявил он.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru