Статьи по дате

The Guardian | 26 марта 2015 г.

Бдыщ! Супергероини-феминистки атакуют

Дориан Лински

В мире комиксов происходит "сейсмический сдвиг": в новых сериях появляется все больше женских персонажей, а многие традиционные действующие лица предстают в женском обличье. При этом, поскольку "супергерои захватили летний кинопрокат, происходящее в мире комиксов очень сильно сказывается на культурном мейнстриме", - пишет корреспондент The Guardian Дориан Лински.

Когда прошлым летом издательство Marvel объявило, что скандинавский бог Тор в его комиксах станет женщиной, поклонники жанра подняли шум, а "некоторые удрученные фанаты мужского пола упрекнули компанию в том, что она пошла на поводу у политкорректности. Для людей, наблюдающих за миром комиксов со стороны, эта негативная реакция выглядела подтверждением старого стереотипа, что фанаты [комиксов] - это упорствующие в своей дезадаптированности неповзрослевшие мужчины вроде Продавца комиксов из "Симпсонов", пишет журналист.

Сейчас не только независимые художники, но и крупные издательства, такие как Marvel и DC, задействуют в своих сюжетах новых персонажей-женщин и "освежают" старые образы, к примеру, Женщину-кошку и Чудо-женщину. Стремительность этих перемен "удивляет даже авторов", говорится в статье. Гвендолин Уиллоу Уилсон, автор историй про 16-летнюю мусульманку Камалу Хан, рассказала, что когда представители Marvel предложили ей сделать героем комиксов американку пакистанского происхождения, она подумала: "Да вы сумасшедшие. Вам придется нанять специального стажера только для того, чтобы открывать письма с проклятиями". Успех сюжета ее "поразил". "Думаю, что если бы мы попытались сделать точно такую же книжку пять лет назад, реакция публики была бы совсем другой", - сказала Уилсон.

Новые веяния выражаются, среди прочего, в том, что атрибутом женских персонажей перестает быть гротескная сексуальность. Сегодня такие образы "нередко поднимают на смех", свидетельствует автор комиксов Чарльз Соул. "Не думаю, что такое случилось бы еще 10 лет назад", - говорит он.

В период активного расширения издательства Marvel, который пришелся на 70-е годы прошлого века, господствовал "эффект адамова ребра", отметил один из авторов Шон Хоу: женские персонажи порождались мужскими - как в случае со Спайдерменом и Спайдервумен. "И в читательской аудитории, и среди тех, кто создавал комиксы, с большим перевесом преобладали мужчины", - сообщает Лински. Одной из первых женщин, которые стали работать в штате Marvel, стала Энн Ноченти. "Женские персонажи воспринимались как абсолютно вторичные, - вспоминает она. - Может быть, я просто забывала о сексизме и мизогинии? Не могу сказать. Но никаких противоестественных ощущений не припоминаю. Вообще. Бывало, вводишь персонажа женского пола, а продажи падают. Это вопрос о курице и яйце. Почему женские персонажи плохо шли? Может быть, потому, что для женщин никто не писал. Я никогда не думала, что пишу для женщин. Наверное, это была ошибка".

Ее коллега Маргарет Беннетт говорит, что в детстве женские персонажи комиксов вызывали у нее раздражение. В основном они были "одномерные" - "идеальная подружка", "роковая женщина" или что-нибудь в этом роде. Но даже редкие "живые" героини в итоге закатывали истерику, оказывались беспомощными или служили лишь для утверждения мужского образа. "С удручающей регулярностью женских персонажей насиловали, истязали, калечили и убивали ради того, чтобы мужские персонажи могли взяться за дело", - добавляет автор статьи. В 2012 году писательница Келли Сью Деконник предложила для оценки сюжетов с участием женских персонажей такой тест: "Если женского персонажа можно заменить сексуальным торшером, и сюжет от этого не развалится, то вам, возможно, нужен новый черновой вариант".

Объясняя нынешний поворот, Лински пишет: "Одно слово - деньги. Женщины стали читать комиксы так, как не делали этого никогда прежде". Хоу и Уилсон сходятся на том, что главную роль в этих изменениях сыграл интернет: комиксы, главный герой которых - женщина, в цифровом формате продаются лучше, чем в бумажном.

Новые тенденции в мире комиксов The Guardian сравнивает с "Геймергейтом", прошлогодним скандалом в мире видеоигр, предпосылкой к которому послужили аналогичные течения в игровой индустрии. Один из главных его участников, британский журналист Мило Яннопулос, например, считает, что мир комиксов захватили "ультрапрогрессивные мужененавистники, которые на самом деле ненавидят ядро своей аудитории". С ним соглашается совладелец независимого издательства Image Comics Эрик Ларсен: "Я устал от того, что большая двойка [издателей комиксов] ублажает крикливое меньшинство за счет остальной платежеспособной публики".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru