The Washington Post | 26 мая 2004 г.
Опасное наследство бывшей сверхдержавы
Питер Бейкер
В Кутаиси за ржавым проволочным ограждением под присмотром юных охранников в домашних тапочках в высокой траве лежали десятки напалмовых бомб.
Неподалеку под открытым небом были сложены противопехотные мины, гниющие ящики с боеприпасами для орудий ПВО, древние управляемые ракеты и снаряды разных типов. На соседнем складе находились тысячи переносных пусковых ракетных установок.
Когда-то форпост мировой сверхдержавы, бывшая советская военная база недалеко от Кутаиси превратилась в заросшую сорняками свалку боеприпасов, один из сотен стареющих, почти не охраняемых арсеналов, разбросанных по всей территории бывшего СССР. В то время как США заняты тем, чтобы обезопасить оружие массового уничтожения в этой части мира, эксперты все чаще говорят о том, что арсеналы обычных вооружений, доступные для воров, также представляют опасность.
Миллионы тонн боеприпасов были брошены на таких складах, как в Кутаиси, когда российская армия уходила из 14 республик бывшего СССР, ставших независимыми от Москвы более десятилетия назад. Некоторые из этих баз с тех пор превратились в торговые центры для нелегальных торговцев оружием, которым несложно проникнуть на объекты тайком или подкупив охранников.
"На мой взгляд, ситуация очень плоха, - сказал Юра Крихели, заместитель директора "Гамма-центра", грузинской правительственной структуры, отвечающей за безопасность оружейных складов. - Грузия находится в очень опасном регионе. С учетом того, с какими странами мы граничим, все может случиться. Опасность представляют и террористы, и люди, которые крадут оружие и переправляют его в зоны конфликтов".
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющая 55 стран, говорит о "высоком риске" в связи со складами вооружений. Министры иностранных дел входящих в нее стран в декабре прошлого года одобрили план по охране и уничтожению этих вооружений для прекращения "незаконного распространения и передачи оружия террористическим и преступным группировкам".
Ржавеющие бомбы и снаряды также представляют все более серьезную угрозу для окружающей среды и населения близлежащих районов. Произошедший в мае взрыв старого советского оружейного склада на Украине - вероятно, из-за непогашенной сигареты - повлек за собой новые взрывы и пожары, длившиеся около двух недель, с которыми удалось справиться лишь на прошлой неделе. Пять человек погибло, 10 тыс. были эвакуированы, повреждено или уничтожено более 2 тыс. зданий.
В 2001 году склады с артиллерийскими снарядами, оставшимися после войны, которую СССР вел в Афганистане, взорвались в Казахстане, что повлекло за собой эвакуацию 1 тыс. солдат и местных жителей из опасной 10-километровой зоны.
Проблема существует и в России. В августе прошлого года во Владивостоке при взрыве склада боеприпасов погибли два офицера и были ранены пять солдат. Это был четвертый крупный пожар в арсеналах Тихоокеанского флота после распада СССР, несмотря на то что политики требовали вывести склады из жилых кварталов. В прошедшие шесть лет такие же взрывы случались в Самаре, Свердловской области и Бурятии.
Здесь, в Грузии, склад на военной базе взорвался в 1996 году, тогда в течение недели пришлось эвакуировать десятки тысяч человек, и военные эксперты боятся, что это может повториться.
"Если произойдет взрыв, начнется цепная реакция взрывов, - сказал Иммануил Яков, израильский консультант, приглашенный в Грузию. - Ущерб будет невероятный".
Однако страх перед террористами и боевиками стал для властей этой горной страны новым стимулом обратить внимание на опасность, которую так долго игнорировали.
У России остается две военных базы на территории, которой управляет Грузия, но в 1990-е годы, во время распада СССР, грузинской армии был передан контроль над более чем 30 советскими базами, находившимися в стране, по размерам меньшей, чем Северная Каролина. На многих из них находятся тысячи тонн ненужного оружия, которое защищают очень хлипкие заборы.
"Это проблема наследства, поскольку мы унаследовали от СССР огромную инфраструктуру, - заявил в интервью министр обороны Гела Бежуашвили. - Объекты раскиданы по всей Грузии".
По словам грузинских властей, они не получают от России практически никакой помощи в решении этой и других важных проблем.
Недавняя поездка по четырем базам, находящимся в разных частях страны, дала представление о риске. Арсенал в столице, Тбилиси, был огражден колючей проволокой, которую частично убрали, так что правонарушители легко могут туда проникнуть. На базе в окрестностях Тбилиси ограждение настолько условное, что по объекту ходят коровы, козы, лошади и бездомные собаки.
На базе возле Кутаиси нет фонарей, которые бы по ночам освещали ее периметр длиной 3,5 мили, потому что с полуночи до 7 часов утра нет электричества. Но это лучше, чем на другой базе, в центральной Грузии, где электричества нет совсем.
"Солдатам очень трудно охранять это место, - сказал полковник Томаз Гагуа, водивший посетителей по тбилисской базе. - Нам нужны фонари, нужна сигнализация.
Те, кому удается проникнуть на базу, находят там горы оружия. Пожалуй, для террористов и боевиков привлекательнее всего переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) "Стрела" и "Игла". Кроме того, 57-миллиметровые ракеты С-5 и 80-миллиметровые С-8 с радиусом действия от трех до пяти миль, которыми обычно стреляют с самолетов, по словам офицеров, можно модифицировать для переносных систем. Подобными ракетами стреляли с тележек по отелям и иракскому министерству нефти в прошлом году в Багдаде.
Есть также тысячи противопехотных мин, мешки, наполненные взрывчаткой, ящики со снарядами, установки и ракеты "Алазань". "Обо всем, что здесь лежит, имеет смысл беспокоиться", - сказал капитан Заза Кведелидзе, заместитель командира одной из баз.
Во многих случаях нет описи имущества, и, если что-то пропадет, этого могут не заметить. Неизвестно, сколько разворовано за эти годы, но офицеры подозревают, что грузинское оружие оказалось в руках военизированных отрядов сепаратистских регионов - Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, - а также на территории Нагорного Карабаха и Чечни.
"Все возможно. Ничего невозможного нет", - сказал майор Паата Енукидзе, начальник штаба тбилисской базы. Солдаты получают 50 долларов в месяц и иногда ходят в штатском, потому что формы нет, так что подкупить их легко. "За тысячу-полторы долларов можно купить все", - заявил Енукидзе.
По словам военных, в прошлом году на базе возле Кутаиси удалось предотвратить две кражи компонентов ракет. Командир базы, майор Гурам Чиналадзе уверен в том, что с оружием никто не выходит. Но он добавил: "Все оружие, которое находится на хранении, действительно представляет опасность".
По просьбе грузинского правительства ОБСЕ в прошлом году начала программу по утилизации и уничтожению боеприпасов. По официальным сообщениям, в настоящее время утилизировано 13 тыс. артиллерийских снарядов и снарядов ПВО, а к июню предполагается уничтожить около 500 авиабомб, 47 ракет "земля-воздух" и еще 2 тыс. снарядов ПВО.
Но, по оценкам ОБСЕ, в Грузии, помимо других боеприпасов, находится более 1 млн таких снарядов. Власти просят другие страны ОБСЕ финансировать программу до будущего года.
Грузия также работает с израильско-испанской фирмой Якова над улучшением безопасности своих баз и уничтожением как можно большего количества хранилищ. Но бедной стране не хватает средств. Советник по национальной безопасности Грузии Иван Мерабишвили в апреле отправил министру обороны Дональду Рамсфельду письмо, в котором просил предоставить 6,5 млн долларов.
"У них нет денег, - сказал Ленни Бен-Давид, бывший израильский дипломат, лоббирующий просьбу Грузии в Вашингтоне. - Если США могут помочь, то это следует сделать. Иначе это обернется против них же".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях