Berliner Zeitung | 26 мая 2005 г.
Нефть и революция
Катя Тихомирова
Каспийская нефть будет теперь напрямую поступать на мировой рынок
С большой помпой в среду в азербайджанской столице Баку в трубопровод, который считается сооружением века, закачали первые баррели нефти. В будущем по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан нефть из Каспийского моря будет прямиком попадать на мировой рынок. Члены международного консорциума пользователей трубопровода, возглавляемого британской компанией ВР и азербайджанской государственной нефтяной компанией Socar, рассчитывают минимум на 40 лет эксплуатации.
Трубопровод подарит Закавказью "стабильность, уверенность и укрепление регионального сотрудничества", объявил президент Ильхам Алиев, открывая вентиль трубы. Алиев считает, что стабильность в его стране гарантирована, пока находящиеся там международные нефтяные концерны на его стороне и отдел по работе с общественностью концерна ВР воздерживается от любых комментариев по поводу политической обстановки в Азербайджане. Президенты стран Азербайджана, Грузии и Турции надеются также, что благодаря новому трубопроводу к ним потекут нефтедоллары. Это относится в равной степени и к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который управляет огромными резервами в каспийском регионе. Подведение казахской нефти должно сначала сделать гигантскую погрузочную станцию трубопровода БТД, нефтегазовый терминал Сангачал, прибыльной.
После политического переворота в соседней Грузии президент Азербайджана обеспокоен тем, что азербайджанская оппозиция тоже может в ближайшем будущем попытаться прийти к власти. В ноябре пройдут новые выборы в парламент, в связи с чем несколько недель назад азербайджанские силы безопасности были вынуждены применить силу против демонстрантов от оппозиции. Алиев не собирается делиться со своим народом прибылью от торговли нефтью.
Оппозиция уже давно жалуется на то, что правительство, получая огромную прибыль от продажи нефти, нисколько не вкладывает в реконструкцию и развитие азербайджанской промышленности. Даже в государственную казну не поступает ничего из нефтяных денег. Это подтверждает анализ, проведенный независимыми экспертами. Ко всему этому следует добавить феномен, который касается большинства стран, богатых природными ресурсами. Нефтедоллары, которые приносит экспорт нефти, приводят к переоценке национальной валюты и вследствие этого к подорожанию национального производства. Предприятия закрываются, безработица растет. А нефтяная промышленность не создает новых рабочих мест. Из 7,8 млн азербайджанцев уже по крайней мере 2 млн уехали на заработки за границу. Благосостояния нефтяной бум народу Азербайджана до сих пор не принес.
Страх перед революцией в собственной стране испытывает также и казахский президент Назарбаев. Он тоже должен опасаться того, что он может не выйти однозначным победителем на президентских выборах в следующем году, в отличие от прошлых лет. Назарбаев объявил, что он сумеет предотвратить тот позорный процесс, который пришлось пережить его киргизскому коллеге.
Нефтяной бизнес не способствует стабилизации политической ситуации на Кавказе и в Центральной Азии. Залежи нефти на территории вокруг Баку все те же, что и в конце XIX века. Нет никаких изменений и в системе распределения прибыли. Однако тот, кто, как азербайджанский президент, охотно вспоминает о богатой жизни того времени, должен вспомнить и о других исторических событиях - о том, что нефть в Баку однажды уже послужила причиной революции.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях