The Guardian | 26 мая 2006 г.
Кризис самоопределения
Том Парфитт
Спорные регионы на Кавказе воодушевляются движениями за независимость на Балканах
Возникновение в Европе на этой неделе нового государства - маленькой Черногории на Балканах - воодушевило спорные регионы на территории бывшего Советского Союза в их стремлении к независимости.
Они считают, что референдум Черногории по отделению от Югославии и продолжающиеся в Вене переговоры по будущему Косово, сербской провинции, где под протекторатом ООН проживает албанское большинство, может стать жизненно важной вехой.
Европейские дипломаты намекают, что у Косово есть шанс добиться независимости в той или иной форме и признания международного сообщества уже к концу этого года.
Это предположение вызвало вспышку надежды на таких территориях, как Абхазия и Южная Осетия, спорных районах Грузии, в республике Приднестровье в Молдавии и в спорном регионе Нагорный Карабах, армянском анклаве в Азербайджане.
Положение этих осколков бывшего Советского Союза висит в воздухе с раскола СССР в начале 1990-х: они молят, чтобы их освободили от "замороженных конфликтов" и интегрировали в мировое сообщество.
"Такой цивилизованный путь самоопределения можно только приветствовать, - заявил на этой неделе Сергей Багапш, де-факто президент мятежной республики Абхазия, комментируя референдум по вопросу о независимости Черногории в прошлое воскресенье. - Теперь, когда процесс самоопределения стран возобновился, независимость должны получить Абхазия и Южная Осетия".
На первый взгляд, маленькая непризнанная республика Абхазия на восточном побережье Черного моря - это рай на земле.
Десятилетиями ее пальмы, теплый ароматный воздух и широкие пляжи привлекали тысячи отпускников со всего СССР, в том числе Иосифа Сталина и Никиту Хрущева - оба расслаблялись на абхазских берегах.
Даже сегодня она славится своим мягким климатом, мандаринами и цветущей желтой мимозой.
Но присмотритесь, и вы увидите признаки менее спокойного прошлого.
Боковые улочки в приморской столице Сухуми усеяны выпотрошенными остовами почерневших от гари домов, поросшими травой.
В целых поселках вблизи Сухуми царит молчаливое опустошение - их покинули во время жестокой войны, которая бушевала на Кавказе более десяти лет назад.
Конфликт разгорелся в августе 1992 года, когда вооруженные силы Грузии атаковали Абхазию после того, как она заявила о намерении отсоединиться от страны после краха СССР.
После года диких сражений и зверств с обоих сторон абхазцы оттеснили грузин - включая сотни тысяч мирных жителей - к северу с помощью своих российских соседей, и объявили о независимости.
С тех пор этот отрезок земли, где проживает около 200 тыс. человек, ведет собственное одинокое существование, будучи отрезанным эмбарго и не признанным ни одной страной в мире.
"За последние 13 лет Абхазия сформировала государство с собственными институтами, властями, армией и демократическим развитием, - заявил Багапш The Guardian, давая интервью в своес офисе в деловой части Сухуми. - Однако мир игнорирует нас, хотя у нас есть все права на получение международного признания".
Он предсказывает, что, если Косово получит статус государства, независимость Абхазии будет признана "в течение трех дней".
Российский президент Владимир Путин в конце января поддержал Абхазию, заявив, что если Косово получит независимость, то почему мы должны отказывать в ней Абхазии и Южной Осетии. Президент добавил, что для справедливого решения этих проблем требуются универсальные принципы.
Победа Абхазии в войне 1992-1993 года обошлась горькой ценой: Грузия обвинила ее в этнических чистках и прекратила всю торговлю с ней. Было разрушено множество зданий, и республика крайне бедна.
В Сухуми нет функционирующего аэропорта, город почти не получает прямой помощи, а его побережье отрезано грузинскими кораблями, в то время как критики утверждают, что здесь рай для оргпреступности.
И ее единственная связь - это связь с Россией, которая покупает ее апельсины и направляет на ее приходящие в упадок курорты горстку туристов.
Переговоры под эгидой ООН между Тбилиси и Сухуми почти не принесли никаких плодов после окончания вооруженного конфликта, однако абхазский министр иностранных дел Сергей Шамба не теряет надежды.
"Международное сообщество должно принять тот факт, что препятствия на пути народа и его стремления к самоопределению ведут лишь к кровопролитию", - заявил он на встрече в своем министерстве, занимающем три кабинета.
"В этом отношении Косово может стать своего рода маркером, который определит новое международное отношение к этим вопросам".
Самым серьезным камнем преткновения, вероятно, останется вопрос о грузинских беженцах. Во время войны из Абхазии бежало около 250 тыс. грузин, и лишь 60 тыс. смогли вернуться на юг.
"После того как нас вытеснили, мне пришлось восстанавливать жизнь с нуля, - говорит 38-летний Звиад Миргатия, грузин из Сухуми, который сейчас живет в Тбилиси. - Теперь я не могу вернуться. Но я никогда не приму то, что мой дом, мою землю отнимают у Грузии".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях