Статьи по дате

The Daily Beast | 26 мая 2015 г.

Возможно, он нашел миллиарды Каддафи. Или это все одно большое надувательство

Шейн Харрис

Бывший бизнесмен утверждает, что ему удалось найти часть сокровищ свергнутого в 2011 году ливийского диктатора Муаммара Каддафи, что на эти поиски его уполномочило правительство Ливии и что теперь ему причитается круглая сумма. У журналиста Шейна Харриса, чье расследование публикует The Daily Beast, возникли серьезные сомнения в правдивости этой информации.

По имеющимся данным, на момент смерти у Каддафи было большое состояние, которое он хранил за пределами страны. Речь может идти как о банковских счетах, так и о наличных, золоте и бриллиантах. Отчаянно нуждающееся в деньгах правительство Ливии пытается вернуть эти богатства. Усилия в том же направлении предпринимают и частные лица, в том числе Эрик Искандер Гоайед - 49-летний мужчина "с вкрадчивой манерой говорить и выразительными глазами", в прошлом, по его словам, пилот коммерческих авиалиний, управляющий земельным участком и консультант нефтяной компании, говорится в статье.

Согласно оценкам, которые публиковались в прессе, ливийский диктатор владел 90 млрд долларов, причем две трети из них уже обнаружены и конфискованы со счетов в США, Германии и Соединенном Королевстве. Гоайед утверждает, что на самом деле состояние Каддафи достигает 150 млрд долларов, из которых 80% находятся в Южной Африке, передает журналист. Несколько лет назад ему якобы стало известно местонахождение 12,5 млрд долларов из активов Каддафи: они хранятся "на поддонах в самолетном ангаре в Йоханнесбурге, ЮАР".

Эксперты по финансовым махинациям "посмеялись" над оценкой Гоайеда. Впрочем, если отвлечься от цифр, мнение, что большая часть денег Каддафи находится в ЮАР, полагает автор, не такая уж натяжка с учетом тесных связей этой страны с Ливией со времен апартеида и сообщений южноафриканской прессы, что именно в ЮАР сбежал управляющий ливийским Фондом национального благосостояния Башир Салех (он объявлен в розыск Интерполом), которого считали ответственным за финансы Каддафи.

По словам главного героя статьи, он действует в рамках договоренности с правительством Ливии и оно "согласно оставить ему 10 процентов того, что он найдет". "Иными словами, если он отыщет хотя бы часть тех денег, которые, как он говорит, хранятся на банковских счетах и на складах по всему миру, он тут же станет миллиардером", - пишет Харрис.

В августе 2014 года охотник за сокровищами учредил компанию Washington African Consulting Group и три месяца спустя зарегистрировал ее в реестре иностранных агентов министерства юстиции США. Согласно поданным документам, эта компания действует в интересах "аппарата премьер-министра правительства Ливии". Заявка подкреплена 18-страничным контрактом между Washington African Consulting Group и организацией с "труднопроизносимым названием" "Национальный комитет по выслеживанию и возвращению награбленных и спрятанных ливийских средств". Если верить Гоайеду, комитет был создан по распоряжению ливийского правительства.

С Гоайедом Харрис встретился в одном из вашингтонских отелей. Охотник за сокровищами заявил, что у него есть документы, подтверждающие существование упомянутых активов, и что он покажет их ливийским властям. "Но мне он их так и не показал", - сообщает журналист. При этом в ходе беседы Гоайед "настойчиво возвращался к обсуждению бумаг, контрактов и официальных документов, чтобы доказать, что он тот, за кого себя выдает. Забавной кульминацией его упорных усилий стал момент, когда Гоайед сказал, что у его есть лицензия пилота коммерческих авиалиний, вытащил лицензию Федерального агентства воздушного транспорта США и дал мне ее изучить, - как будто ему казалось, что я подозреваю его во лжи".

Внимание Харриса привлекла еще одна деталь: в упомянутый выше ливийский "Национальный комитет...", судя по документам, поданным в министерство юстиции США, входит человек по имени Мохамед Таг. Так же звали одного из партнеров Гоайеда по фирме Poviwize, которой он руководил в 2013 году (как предполагают власти ЮАР, фирма была задействована в мошеннических схемах).

Второго партнера, Йохана Эразмуса, обвиняли в попытке продать крупнокалиберные орудия, предназначенные для южноафриканского спецназа, в Кению, Судан и Сирию. Он отверг эти обвинения, а заодно поведал южноафриканской газете City Press, что Гоайед "встречался с южноафриканскими производителями оружия и обещал на возвращенные деньги закупить у них оружие для Ливии" (пересказ The Daily Beast).

Пресс-секретарь посольства Ливии в США сказал Харрису следующее: "Уже своим названием "Национальный комитет..." напоминает настоящую правительственную организацию. Но это не так". Он подчеркнул, что "Национальный комитет..." "не является ливийской правительственной организацией и не имеет полномочий брать на себя какие-либо обязательства от лица ливийского правительства. Министр юстиции Ливии расценивает действия "Национального комитета..." Эрика Гоайеда как мошенничество".

Как добавляет автор статьи, 15 апреля посольство Ливии направило в министерство юстиции США "дипломатическую ноту" с этой информацией. Тем не менее, в понедельник компанию Гоайеда можно было отыскать в базе данных Минюста в разделе "действующих" иностранных агентов. Официальный представитель министерства по имени Марк Раймонди сказал Харрису, что обсуждать конкретные случаи не имеет права, но дал понять, что информация будет принята к сведению, а окончательное решение вопроса будет основываться на "фактах и доказательствах".

За предоставление ложных сведений для внесения в реестр иностранных агентов в США можно получить до пяти лет тюрьмы, замечает Харрис, "поэтому можно предположить, что Гоайед говорит правду. В конце концов, с какой стати ему совершать такие безумства - утверждать, что он работает на ливийское правительство, если на самом деле это не так? Не исключено, что ему как раз и нужно, чтобы вы задались этим вопросом. Регистрация в Минюсте придает его погоне за трофеями убедительный и легитимный вид - можно даже сказать, служит знаком одобрения со стороны американского правительства. За последние три года по крайней мере три разных группы сыщиков пытались найти деньги Каддафи, и все они утверждали, что у них юридически обязывающее соглашение с правительством Ливии. Но только Гоайед поклялся США, что избранник Ливии - это именно он", говорится в статье.

Эксперты ООН, которые также занимаются делом Гоайеда, говорят, что и "Национальный комитет...", и распоряжение, которым он якобы был образован, фальшивые. В их распоряжении имеется копия этого документа: "он испещрен отсылками к официальным на вид решениям министров (...) и снабжен подписями предполагаемых членов "Национального комитета...", включая Тага. Кроме того, бумага покрыта печатями и штампами, на одном из которых вроде бы значится имя чиновника консульской службы из посольства ЮАР в Триполи".

Когда Харрис еще раз связался с Гоайедом и попросил его прокомментировать позицию ливийского посольства, тот ответил, что находится в Ливии, и подробно обсуждать этот вопрос не может, а об этих обвинениях впервые слышит. Он также намекнул, что в силу "конфиденциального" характера его работы ливийские посольства о ней проинформированы не были, и вновь сослался на "Национальный комитет..." и будто бы изданный ливийским правительством декрет о создании этого органа. На замечание журналиста, что ООН считает комитет и декрет о его образовании подделками, Гоайед не ответил.

Как выяснил Харрис, Гоайед нанял Бена Барнса - "влиятельного вашингтонского лоббиста", "протеже Линдона Джонсона" и "одного из основных сборщиков средств на политические нужды Демократической партии". В том же реестре американского министерства юстиции указано, что за работу на Гоайеда ему причитается 50 тыс. долларов в месяц. Когда Харрис сообщил Барнсу, что посольство Ливии обвинило Гоайеда в мошенничестве, тот сказал, что "юридическая экспертиза" деятельности его клиента все еще продолжается, хотя договор с ним был заключен в августе 2014 года. От также заявил, что Гоайед уже полгода не платит ему зарплату и их совместная работа "приостановлена", передает корреспондент.

"Самый большой и сложный вопрос во всей этой истории", переходит к заключению Харрис, был сформулирован экспертами ООН: "Задача компании [Washington African Consulting Group] состоит в выявлении ливийских активов в США, ЮАР и других странах. Что она намеревается делать с этими активами, если они будут выявлены, неясно".

Как поясняет автор, Гоайед "не может просто забрать себе то, что найдет. Если сыщик находит банковский счет или даже стопку банкнот в самолетном ангаре, он первым делом должен убедиться (по счету, серийным номерам или каким-то убедительным признакам), что речь действительно идет об активах, которые можно в законном порядке конфисковать. И на этом его работа, по сути, закончена. Затем ливийским чиновникам предстоит связаться со своими коллегами из той страны, в которой находятся активы. Сыщик же дожидается, когда деньги будут официально возвращены в страну происхождения, и только тогда может получить свою долю".

"Даже если Гоайед действительно нашел какие-то деньги, правительство Ливии почти наверняка откажется с ним делиться", - считает Харрис.

Источник: The Daily Beast


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru