InoPressa: тема дня | 26 мая 2016 г.
Киев встретил национальную героиню, сотворенную Москвой
Обзор прессы
Обмен знаменитыми пленными и Россия, и Украина использовали для политических инсценировок. Моральная победа - на стороне Киева, пишут СМИ: пусть Савченко - ультранационалистка с демонстративным поведением, но она защищала свою страну, а Кремль "неохотно спас серых ГРУ-шников", раз США не стали обсуждать "торговца смертью" Бута. Как повлияет этот "триумф" на Порошенко в плане переговоров?
"В среду Россия и Украина обменялись знаменитыми пленными, что может поспособствовать результативности переговоров об урегулировании конфликта на востоке Украины", - полагает Эндрю Э.Крамер, журналист The New York Times. Обмен, как и большая часть дипломатии вокруг этого конфликта, был "срежиссирован так, чтобы подтвердить заверения России, что она никак не участвует в этой войне", замечает автор: традиционного для обмена военнопленными ритуала, указывающего на его равноценность, не было.
"Украинская летчица, лейтенант Надежда В.Савченко была освобождена из-под стражи в южно-российском городе Ростов-на-Дону и вылетела на Украину на самолете украинского президента, - говорится в статье. - В Киеве посадку самолета восторженно приветствовали ее поклонники и журналисты". Позже президент Порошенко вручил Савченко медаль "Золотая звезда" за героизм. "Это только начало, - сказал Порошенко. - Как мы вернули Надю, так мы вернем Донбасс и Крым".
Лейтенанта Савченко обменяли на двух россиян, захваченных на востоке Украины. По словам украинцев, это военнослужащие из российской военной разведки.
По данным журналиста, у российских властей была идея обменять Савченко на россиянина Виктора Бута, осужденного за контрабанду оружия и содержащегося в федеральной тюрьме строгого режима в США, но американский посол на Украине отверг это предложение, говорится в статье.
Если в киевском "Борисполе" Савченко чествовали как героиню, то в Москве россиян, на которых ее обменяли, встречали только жены, утверждает обозреватель немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Юлиан Ханс. В кратком комментарии на государственном ТВ было сказано, что оба мужчины находились на Украине в качестве добровольцев: как это часто бывает у российских военных, они вовремя уволились со службы и лишь затем поехали воевать на Украину, говорится в статье.
"В целом, состоявшийся обмен можно расценивать как хороший сигнал, но не более", - комментирует автор. Возвращение Савченко на родину стало "триумфом для Петра Порошенко, и вряд ли оно заставит его идти на прописанное в минских договоренностях изменение украинской конституции и проведение выборов на Донбассе". Сама Савченко еще на посадочной полосе заявила о намерении опять отправиться на войну. А "Россия по-прежнему удерживает более двух десятков украинцев, пойманных, подобно Савченко. Самый известный из них - режиссер Олег Сенцов".
"Между тем, если бы самокритика входила в репертуар российского руководства, ему следовало бы спросить себя, а что вообще дала "операция Савченко" России? Только похищение с территории Украины, показательный процесс и тяжбы по поводу ее обмена на самом высоком дипломатическим уровне", - указывает Ханс. За эти два года "Москва сделала из украинки с националистическими воззрениями народного героя". "Неужели это было нужно для того, чтобы обменять ее на двух серых службистов, которых в случае чего без проблем можно было вернуть в Россию без шума?" - говорится в статье.
Когда российский суд приговорил украинскую летчицу Надю Савченко к 22 годам лишения свободы, она обрушилась на "тоталитарный режим" президента Владимира Путина, вскочила на скамью и показала судье средний палец, пишет обозреватель Bloomberg Views Леонид Бершидский. Ей, ее адвокатам, прокурору и судье было ясно, что она не отсидит свой срок - ее обменяют.
"Обмен пленными во время необъявленных войн - почтенная традиция", - иронизирует автор, напоминая о фильмах и реальных историях.
"Тот же самый добровольческий батальон, в котором сражалась Савченко, взял в плен двух раненых оперативников ГРУ - Евгения Ерофеева и Александра Александрова. Оба признали свою принадлежность к организации. Однако ГРУ быстро заявило, что они были уволены за несколько месяцев до этого и если они сражались на Украине, то только как волонтеры, помогавшие повстанцам", - напоминает автор.
"Контраст с Савченко не мог быть более разительным. Россия, как представляется, мало заботилась о своем личном составе, захваченном на Украине: возможность отрицать их причастность оказалась важнее", - отмечает Бершидский.
В киевском "Борисполе" Савченко радостно встречала толпа журналистов и политиков. "Как мы вернули Надю, - заявил Петр Порошенко, приславший за ней президентский самолет, - так мы вернем под украинский суверенитет Донбасс и Крым". Вероятно, это было просто искреннее ликование лидера, который страдает от недостатка хороших новостей в последнее время, комментирует Бершидский.
В московском "Внуково" Александрова и Ерофеева встречали только их жены.
"И Россия, и Украина несут ответственность за этот конфликт. Ультранационалистический батальон Савченко "Айдар", скорее всего, был бы запрещен в любой европейской стране. Однако история Савченко и двух ГРУ-шников показывает, почему Украине сочувствовать легче, - рассуждает автор. - Яркое, демонстративное неповиновение Савченко и ее горячая поддержка на родине были более чистыми, более человечными, чем официальное отречение России от Александрова и Ерофеева и их неохотное спасение. Кроме того, у Савченко гораздо более убедительное объяснение того, как она оказалась в плену, чем у российских военнослужащих: она защищала свою страну".
"В этом смысле обмен не был равнозначным. Украина одержала моральную победу", - заключает Бершидский.
Савченко настроена по-боевому, обращает внимание корреспондент Der Spiegel Беньямин Биддер.
Когда Савченко была приговорена в России к 22 годам лишения свободы, за нее вступились американские дипломаты и глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини, повысив давление на Кремль. "СМИ начали выстраивать образ Савченко как несгибаемого борца за свободу и демократию. Европарламент номинировал украинскую летчицу в 2015 году на премию имени Сахарова", - сообщает журналист.
По мнению обозревателя, Кремль пошел на обмен именно благодаря столь пристальному вниманию к делу и международному давлению. Украинскую военнослужащую обменяли на двух российских.
Детали обмена до сих пор неизвестны: российские источники пишут, что Путина о помиловании украинки попросили родственники погибших российских журналистов. Кремль опубликовал видео со встречи президента Путина с сестрой и вдовой погибших журналистов. На нем он благодарит женщин за этот шаг: одна из них робко кивает, другая смотрит в стол перед собой.
"Обмен пленными использует для политических инсценировок и Киев. Президент Порошенко поспешил засветиться с Савченко перед представителями прессы", - указывает автор.
"Для Порошенко момент исключительно подходящий. Ровно два года назад он был избран президентом - с тех пор его рейтинг стремительно падает. Реформы буксуют, а сам президент до сих пор привязан к старым знакомствам", - отмечает Биддер.
Среди встречавших Савченко в аэропорту была Юлия Тимошенко. "Встреча между Савченко и Тимошенко прошла странно: босоногая Савченко с взъерошенной короткой стрижкой отклонила букет цветов, протянутый элегантно одетой и безупречно уложенной Тимошенко, - говорится в статье. - Савченко вообще производила впечатление оживленного и готового продолжать борьбу человека: как будто она вышла не из тюрьмы, а все еще ведет борьбу за Восточную Украину в составе батальона добровольцев".
Во время тюремного заключения в России Савченко заручилась симпатиями многих украинцев. У нее уже есть место в парламенте: на парламентских выборах партия Тимошенко поставила ее на первое место в своем списке. "Это было задумано всего лишь как пиар-ход (...). Однако Савченко, похоже, относится к этому более чем серьезно: на следующей неделе она планирует принять участие в заседании Верховной Рады", - сообщает корреспондент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях