Le Temps | 26 ноября 2001 г.
Россия-НАТО, искренний союз вопреки мнению генералов и общественности
Лоран Николе
"Мы смотрим другими глазами на борьбу с терроризмом в Чечне". Русские просто не поверили своим ушам, когда услышали заявления генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, находившегося с визитом в России в период с 22 по 23 ноября. Фактически, он предоставил русским карт-бланш на операции, проводимые против восставшей республики. Впервые он выступил с подобным заявлением в Волгограде, бывшем Сталинграде, городе-символе. Робертсон, в частности сказал: "59 лет назад здесь была поставлена на карту судьба Европы. Мой визит происходит в не менее исторический момент. Тогда мы объединились в борьбе с фашизмом, теперь мы объединились в борьбе с международным терроризмом". Этот исторический момент означает, прежде всего, завершение противостояния Восток-Запад. Генеральный секретарь НАТО пытался подчеркнуть эту мысль как в Москве, так и Волгограде: "Русские не должны испытывать страха перед расширением НАТО на Восток, потому что мы являемся самыми лучшими друзьями русских". Его выступление в Волгоградском университете прервал некий смутьян, который все же успел выкрикнуть до того, как его силой вывели из зала: "НАТО - фашисты! НАТО- позор!"
Конечно же, чтобы спасти лицо, Робертсон напомнил о том, что если НАТО сходится " с Россией во мнении относительно войны в Чечне, Североатлантический альянс, тем не менее, обеспокоен "методами, которые использовала там Россия". Но русских не удалось обмануть. "Руководители многих государств изменили свое отношение к конфликту в Чечне, особенно после того, как весь мир убедился в необходимости борьбы с терроризмом", - заявил секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло. В ходе переговоров с российским министром обороны Сергеем Ивановым Джордж Робертсон пошел еще дальше: "Теперь мы понимаем, что предупреждения, сделанные Москвой по проблеме терроризма были продиктованы не только лишь стремлением ответить на нашу критику войны в Чечне". Он также заявил, что "уже невозможно обеспечить безопасность во всем мире без сотрудничества с Россией". Российская сторона отреагировала на эти слова достаточно осторожно: Игорь Иванов отметил, что его страна " готова к такому сотрудничеству, но лишь на основе равноправия".
Робертсон, в частности отметил, что теперь Россия может принимать участие в заседаниях и в принятии решений по некоторым вопросам. Кроме того, для этого может быть создан специальный орган, "Совет сотрудничества НАТО-Россия". Инициатором подобного предложения был премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Сближение между Россией и Североатлантическим альянсом могло бы быть воплощено в разработке новой общей противоракетной системы обороны, в соответствии с предложениями России. Робертсон также говорил о возможности предоставления России право вето.
Несмотря ни на что, все эти великодушные предложения были встречены российской стороной с определенной холодностью. До простого вступления в НАТО еще слишком далеко. Совершенно очевидно, что президенту Владимиру Путину не удастся навязать общественности и, прежде всего, военным, идею вступления в НАТО. По завершении встречи с Робертсоном он просто исключил подобную возможность: "Мы не являемся кандидатами на вступление. Россия ? самодостаточна: она обладает необходимым экономическим, военным, людским, техническим и территориальным потенциалом, она сама способна обеспечить свою защиту. Мы не будет входить в НАТО ни через маленькую, ни через большую дверь".
Остаются нерешенными многие проблемы, и российская сторона не желает идти на уступки. Глава российской делегации на парламентской ассамблее НАТО Виктор Озеров завил в пятницу: "Несмотря на то, что мы разделяем взгляды на борьбу с терроризмом, предложения России все же не берутся в расчет. С другой стороны, следует вернуться к операции НАТО в Югославии: это единственный случай, когда НАТО вышла за рамки законов, и мы хотели бы знать, не повторится ли это снова". Робертсон, со своей стороны напомнил, что в его миссии не было ничего "сентиментального", и что каждая сторона в этом сближении преследует собственные цели: "Россия стремится обезопасить свои границы, а мы хотели бы видеть Россию стабильной и предсказуемой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях