Статьи по дате

Le Temps | 26 ноября 2001 г.

Русское чудо ? случайность?

Чарльз Виплож

После террористических актов 11 сентября Россия вновь вернулась на политическую авансцену, выступая в данном случае в роли положительного героя. Владимир Путин воспользовался благоприятными политическими условиями и сумел создать себе имидж просвещенного главы государства и надежного партнера. Человек, подавивший чеченцев, представил себя в качестве жертвы фундаменталистов связанных с бен Ладеном.

Политический деятель, выступавший с критикой экспансионистских тенденций американцев на Балканах, стал ценнейшим партнером, открыв для американских самолетов и войск аэродромы на территории республик СНГ. И первые "награды" не заставили себя долго ждать: было объявлено о том, что Россия может стать членом ВТО, разработка противоракетной системы была приостановлена, а нарушение прав человека в Чечне или свободы прессы перестали фигурировать в прессе в качестве шокирующих сюжетов. За несколько дней кремлевский волшебник сумел стереть 10 лет "непонимания". Что это: ловкий ход или завершение эволюционного витка?

На самом деле, Путин с момента своего прихода к власти сумел осуществить серьезные перемены. В политическом плане он добился успеха, по крайней мере, в двух областях, в которых потерпел поражение Ельцин. Прежде всего, он наладил хорошие рабочие отношения с российским парламентом, Государственной Думой. При его предшественнике Дума систематически отклоняла законопроекты, разработанные правительством. Сегодня большинство депутатов заявляет о том, что они "на стороне президента". Фракции (за исключением компартии, в России пока не существует настоящих политических партий), созданные бывшими соперниками Путина, готовы присоединиться к тем, кто в период предвыборной кампании поддерживал будущего президента. Кроме того, Путин сумел подчинить себе губернаторов, которые очень часто превращались с мощный противовес чрезмерно федеральной государственной системе. Кремль укрепил свои позиции и привел федеральные законы в соответствие со своими интересами. Теперь политическая система функционирует практически без сбоев.

Таких же впечатляющих успехов удалось добиться и в экономической области. Для начала стоит отметить, что впервые, с момента начала эры Горбачева, в России отмечен рост экономических показателей - более 5% в год, что является настоящей удачей для Путина. Он пришел к власти после финансового кризиса 1998 года, когда произошел обвал рубля, что привело, в конечном итоге, к возобновлению экономической активности. И сразу же после его избрания в апреле 2000 года резко выросли цены на нефть и природный газ. Путин сумел воспользоваться сложившимся благоприятным климатом и приступил к осуществлению важных реформ. Он реорганизовал налоговую систему, базировавшуюся на советской системе, "душившей" предприятия и вынуждавшей их просто-напросто не платить налоги. Он установил право частной собственности на землю, пока только лишь на земли, не подлежащие сельскохозяйственному использованию. Он восстановил контроль над бюджетными расходами, поскольку у министерств появилась пагубная привычка расходовать больше средств, чем предусмотрено бюджетом. Он приступил к осуществлению реформы "естественных монополий", этих советских гигантов, производивших и распределявших электроэнергию и газ, а также контролировавших железнодорожные перевозки. Он реформировал торговое право, ограничив не всегда бескорыстное вмешательство представителей правоохранительных органов, он изменил права предприятий, чтобы защитить акционеров, и упростил административные процедуры по созданию новых предприятий. Он приступил к реформированию пенсионной системы, которая должна основываться на принципе капитализации. Все эти реформы стояли в повестке дня Ельцина. Но он так и не сумел за свое почти десятилетнее пребывание на посту президента приступить к их реализации. В чем же секрет Путина? Он добился огромных успехов в политической области, однако главная причина кроется в ином. Путин посвятил первый год своего президентства борьбе с олигархами, этими новыми сорокалетними хозяевами, завладевшими богатствами России в период волны приватизаций в период с 1993 по 1996 годы. Олигархи при Ельцине взяли под свой контроль сказочные богатства: нефть, газ, сырье. Они добились поставленных целей благодаря своим прочным связям с Кремлем, их называли "Семьей" президента. Для укрепления позиций режима они создали информационные империи (телевидение и газеты). Чтобы низвести их до уровня простых предпринимателей (он умело ушел от предложений об отмене итогов приватизации), Путин отлучил их от Кремля и взялся за прессу. На самом деле, его действия не всегда были элегантными: аресты, захват спецслужбами офисов, более или менее законное изъятие документов, личные угрозы.

В любом случае, вероятно, цель оправдывала средства. Пресса, ставшая инструментом запугивания упорствующих политиков, выступавшая с резкой критикой, подчас выходившей за рамки профессиональной этики, несмотря ни на что остается свободной. Сегодня олигархи, чьи интересы шли вразрез с нормализацией экономики, уже не в состоянии блокировать ход реформ. Им был выгоден протекционизм, поэтому они были против вступления в ВТО. Дефицит государственного бюджета превращал их в неизбежных банкиров государства. Укрывшись за "естественными монополиями", они получали гигантские доходы и держали в своих руках губернаторов провинций, контролируя распределение энергии и транспортных услуг.

Ельцин постоянно балансировал между своей искренней, как казалось, поддержкой реформ и своей зависимостью от олигархов. Путина теперь ничего не сдерживает. Вопреки всем прогнозам, бывший офицер КГБ, решительно встал на сторону реформаторов и доверил им ключевые посты в своей администрации.

Таким образом, можно ли говорить, что дела в России идут хорошо? Путь реформ еще очень долог, а благоприятная экономическая ситуация может оказаться непродолжительной. С момента августовского кризиса 1998 года рубль упал в цене на 50%, но и после этого периода он обесценился еще на 20%. При ежегодной инфляции порядка 20% конкурентоспособность валюты неумолимо падает. Падение курса рубля не привело к увеличению экспорта, основную часть которого составляла нефть, газ и минеральные ресурсы, цена на которые была зафиксирована в долларах. Положительный эффект от падения курса рубля проявился совсем в иной сфере. Прежде всего, доходы предприятий этих секторов, получаемые в долларах, значительно возросли. Кроме того, в сфере импорта товаров народного потребления и производственного оборудования цены стали недоступными. Импорт резко сократился, и место зарубежных товаров заняли товары местного производства, порой более низкого качества, но единственно доступные.

Быстрый рост цен на нефть привел к значительному росту налоговых поступлений, в основном зависящих от доходов, связанных с экспортом черного золота. Вместе с тем, падение цены на нефть будет тормозить экономический рост и приведет к истощению государственных финансов. Кризис 1998 года был следствием "ошибки Ельцина". Активизация экономической активности совпала по времени с назначением Путина на должность премьер-министра. Эффектная ликвидация бюджетного дефицита стала его первым успехом в экономической области, доказательством его серьезного подхода к решаемым вопросам. В то же время, экономический рост облегчил осуществление реформ. Сегодня установилось равновесие. Конечно же, на нынешнем этапе Россия в большей степени, чем прежде, готова противостоять менее благоприятной ситуации, но внезапно может обнаружиться, что никакого экономического чуда в России не было, было больше удачи, нежели достижений.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru