Статьи по дате

The New York Times | 26 ноября 2001 г.

Экономическое восстановление России

Редакция

Десять лет назад рухнул коммунизм, и российская экономика оказалась в состоянии ступора. Только сейчас она начала возвращаться к жизни. Возрождение благоприятно как для России, так и для ее друзей на Западе, но оно может оказаться обратимым, если президент России Владимир Путин не будет продолжать реформы.

Россия, нищавшая в течение долгого времени, стала сомнительного характера эталоном после того, как экономисты сообщили, что по уровню доходов на душу населения она чуть-чуть обгоняет Гватемалу. Миллионы россиян, надеявшиеся на то, что окончание советской власти принесет процветание стране, которая не могла развиваться из-за неправильного управления, столкнулись с мучительными сложностями. Сейчас у них снова появилась надежда. Несмотря на снижение цен на нефть, темпы роста российской экономики в этом году должны составить не менее 3%.

Причины экономического распада России хорошо известны. После развала Советского Союза страна погрузилась в хаос преступности и сомнительного предпринимательства. Коррупция зверствовала настолько, что крупный бизнес и мафия практически перестали различаться. Правительству Бориса Ельцина не удалось приватизировать конгломераты, разрабатывавшие природные ресурсы так, чтобы гарантировать прозрачное управление ими и устойчивый поток налоговых поступлений. Накапливались долги.

Финансовый кризис 1998 года оказался необходимой встряской. Девальварировал рубль, затем улучшилась ситуация с правами собственности, появились усовершенствованные законы о банкротстве, повысился контроль над рынками ценных бумаг. Высокие цены на нефть помогли России прийти в себя.

Путин продолжает укреплять финансовые учреждения страны, добивается успехов в борьбе с коррупцией. Бизнесмены начали реинвестировать прибыли у себя дома, вместо того, чтобы отправлять их за рубеж, что свидетельствует об их вере в будущее России. Однако объемы инвестиций невелики, а значит, Путину надо прикладывать больше усилий.

Правительству следует ввести правила полной прозрачности на московских финансовых рынках и перестать молча допускать теневые инсайдерские сделки. Оно должна заложить основы национальной банковской системы. Укрепление диктатуры закона снизит расходы компаний на безопасность и страхование. Серьезная реформа в области корпоративного налогообложения облегчит жизнь бизнесу, а также поможет возместить часть потерь, которые страна понесла во время приватизации. Вместо того чтобы блокировать путь на Запад своим балтийским соседям, России следует тянуться к ним, как к мосту к западноевропейским экономикам - для Китая таким мостом стали Гонконг и Тайвань.

Если России удастся быстро добиться этого, она сделает шаг к достижению поставленной Путином задачи вступления во Всемирную Торговую Организацию и расплатится по внешним долгам. Однако и этого недостаточно. Российская экономика до сих пор слишком сильно полагается на природные ресурсы и тяжелую промышленность, которая создавала военную технику во времена Холодной войны. Россия стала сильным конкурентом на энергетических рынках, но зависимость от сырья делает ее экономику и правительство зависимыми от колебаний цен. Переход к более современным, высокотехнологичным методам в промышленности и сфере услуг мог бы стать подлинным гарантом российского экономического будущего.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru