The Telegraph | 26 ноября 2003 г.
Сказка о Золушке искажает представление девочек о красоте
Сара Уомак
Американские социологи утверждают, что такие сказки, как "Золушка" и "Спящая красавица", вырабатывают у детей неправильное представление о том, что "быть красивыми выгодно". В сказках содержится столько дискредитирующих стереотипов, что они не менее вредны, чем грязные сексуальные сцены в видеоклипах, заявляют они.
Это не значит, что родителям нужно выбрасывать книги на помойку, просто следует обсуждать с детьми их сюжеты и персонажей, а также обращать внимание на то, не учат ли они ваших дочерей стремиться к красоте в ущерб образованию и карьере.
В этом смысле ученые одобрительно высказываются о создателях мультфильма "Шрек", в конце которого прекрасная девица живет долго и счастливо, превратившись в чудище.
Лиз Грауерхольц, доцент социологии в Университете Пердью штата Индиана, говорит, что сказки "Белоснежка и семь гномов" и "Золушка" слишком сосредотачиваются на внешности, особенно на женской красоте.
"С раннего детства девочки читают сказки про принцесс, на которых сваливаются богатство и другие блага просто потому, что их красота делает их особенными, - говорит госпожа Грауерхольц. - Это мощное психологическое воздействие, которое может вызвать комплексы у девушек, которые ощущают, что не соответствуют сложившимся в обществе представлениям о красоте. Что касается моих дочерей, которым сейчас девять и одиннадцать лет, то я внимательно слежу за теми идеями, которые я им прививаю. Я не хочу, чтобы они думали, что в них ценится только внешность".
Доцент Грауерхольц и Лори Бейкер-Сперри из Университета западного Иллинойса изучили 168 сказок, написанных братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.
Почти во всех из них говорилось о физической привлекательности, в среднем 14 раз в каждой сказке. В каждой пятой сказке понятие "некрасивый" связывалось с понятием "злой".
Пятью самыми популярными детскими сказками были "Золушка", "Белоснежка", "Спящая Красавица", "Красная Шапочка", а также "Ганс и Гретель".
Однако Роберт Уилен, директор общественной организации Family and Youth Concern назвал данное исследование, опубликованное в журнале Gender and Society, некорректным.
"Мораль этих сказок не в том, что надо быть красивыми, а в том, что надо быть добрыми. Вот почему они апеллируют к самым глубоким человеческим инстинктам. Сказка о Золушке учит, что человек может быть одет в лохмотья, но если он добрый, то он достигнет успеха. Меня гораздо больше волнует кукла Барби и то, чему она учит маленьких девочек: что надо быть очень худыми и пользоваться косметикой", - говорит он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях