Статьи по дате

Yomiuri | 26 ноября 2003 г.

Дебаты о неоконсерватизме должны вдохновить Японию

Хисахико Окадзаки

Нет сомнения в том, что в последние годы неоконсерватизм стал основным направлением в политике ведущих стран. Так что же означает термин "неоконсерватизм" и чем это политическое течение отличается от других? Определение понятия "неоконсерватизм" стало предметом серьезных дебатов среди американских и европейских интеллектуалов.

Учитывая усиление влияния неоконсерваторов на политику администрации президента США Джорджа Буша и возрастающую критику политики Буша в отношении Ирака, вопрос о том, кого следует назвать "неоконсерваторами", вызывает в равной степени интерес как у тех, кто себя таковыми считает, так и у тех, которые так называют других.

Что касается Соединенных Штатов, то здесь не может быть спора о том, как и при каких обстоятельствах появился американский неоконсерватизм. В отличие от старого американского консерватизма, его политико-философские принципы были сформированы либеральной интеллигенцией, которая, как правило, поддерживала Демократическую партию, но при этом была разочарована обычным либерализмом.

Отправной точкой американских неоконсерваторов был скептицизм в отношении движения за прекращение войны во Вьетнаме, особенно усилившегося в США в начале 1970-х годов, а также в отношении общественных издержек либерализма, которые демонстрировал образ жизни хиппи. Кроме того, американская политика разрядки международной напряженности, ставшая в это же время особенно заметной, в глазах неоконсерваторов выглядела как необдуманный шаг, игнорирующий реалии холодной войны.

Главным выразителем интересов неоконсерваторов на политической арене США был тогда сенатор от партии демократов Генри Джексон, по прозвищу "Совок". А "крестным отцом" неоконсерватизма ученых и публицистов считается Ирвинг Кристол, отец нынешнего лидера американских неоконсерваторов Билла Кристола.

Джексон и Кристол покинули ряды Демократической партии, однако их политический вес продолжал расти и впоследствии стал мощной силой, определившей политику администрации президента Рональда Рейгана в 1980-е.

Философия неоконсерваторов формировалась под влиянием идей Лео Стросса, профессора философии Чикагского университета.

Говоря об основных положениях теории Стросса, Билл Кристол активно цитирует его труды. Одна из этих цитат гласит: "Социология, которая не может говорить о тирании с такой же убежденностью и верой, с какой медицина говорит, к примеру, о раке, не в состоянии осмыслить и понять истинную суть социальных явлений".

Стросс приехал в США в 1937 году из Германии, спасаясь от Холокоста, и вскоре принял американское гражданство. Здесь заложены так называемые "еврейские корни" неоконсерватизма.

В основе идей неоконсерватизма лежит абсолютное отрицание марксизма и фашизма. Неоконсерваторы убеждены в том, что естественное право человека на свободу и демократию не может быть поставлено под угрозу со стороны диктаторского права или релятивизма. Именно поэтому неоконсерватизм зачастую воспринимают упрощенно, считая его лишь почитанием американского стиля демократии.

Характерно, что Стросс дает оценку демократии США исходя из своего знания классической философии.

Размышляя над платоновским идеалом правителя-философа, Стросс пишет: "Мудрые не желают управлять, и неблагоразумные не желают быть управляемыми". Из этого следует, что "задача политики заключается в том, чтобы требования, предъявляемые государственной мудростью, были приведены в соответствие с требованиями, необходимыми для достижения общественного согласия".

Согласно Строссу, лучшим способом достижения этого соответствия является создание кодекса, который общество примет по собственному убеждению добровольно, без принуждения извне. Его философия восхваляет конституционную структуру, на основе которой построены Соединенные Штаты, его новая родина.

Какую же роль играет философия Стросса в американской внешней политике?

Как выразился Ирвинг Кристол, для внешней политики не существует набора принципов неоконсерватизма. Есть только "набор отношений", сформировавшийся в процессе накопления исторического опыта, особенно тех, на которые указывает древнегреческий историк Тасидида в своей "Истории Пелопонесской войны".

Неоконсерватор, по мнению Ирвинга Кристола, должен быть прежде всего патриотом. При этом патриотизм рассматривается как естественное и здоровое чувство.

Во-вторых, идея о неком "мировом правительстве" сама по себе ужасна, поскольку она неизбежно приведет к мировой тирании.

В-третьих, политические деятели должны обладать способностью отличать друзей от врагов.

И, наконец, неоконсерватизм полностью поддерживает принцип политики здравого смысла относительно национальных интересов, и подчеркивает, что национальные интересы в глазах великой державы должны простираться намного дальше ее национальных границ.

Внешнюю политику, опирающуюся на принцип здравого смысла, неоконсерваторы считают основой развития современного мира.

Именно в этом контексте дают свою оценку развитию мировых политических процессов такие видные эксперты, как Роберт Каган.

Каган отмечает, что сначала многие были убеждены в том, что появление объединенной Европы существенно нарушит мировое равновесие сил, но позже стало очевидно, что ведущие европейские державы даже утратили желание иметь собственные по-настоящему эффективные вооруженные силы и отказались от той военной роли, которую они когда-то играли. И, как следствие, Соединенные Штаты стали единственной военной сверхдержавой.

Но любая власть налагает и бремя обязанностей. И здесь проявились различия в представлениях неоконсерваторов и традиционных консерваторов, которые так и не смогли найти ответа на вопрос, что делать с таким пережитком американской истории, как изоляционизм.

"С расширением власти расширяются и обязанности, - говорит Ирвинг Кристол. - Или разыскиваемый, или нет, или прием, или нет. И если вы обладаете таким видом власти, какой мы имеем сейчас, вы либо найдете возможность использовать ее сами, либо мир обнаружит ее для вас".

"Устаревшим, традиционным принципам политики Республиканской партии сложно прийти в соответствие с новой действительностью, сложившейся в международных отношениях", - добавляет он.

Эти идеи неоконсерваторов оказывают сильное влияние на внешнюю политику администрации Буша.

Чтобы объяснить волевой и односторонний подход США к решению международныцх проблем, достаточно вспомнить теорию неоконсерваторов о том, что национальные интересы великой державы не ограничиваются национальными границами.

Выступая перед началом войны в Ираке с речью в Американском институте предпринимательства, ведущем мозговом центре страны, Буш говорил о том, что США призваны не только уничтожить диктаторский режим Саддама Хассеина, но и добиться правильного понимания свободы и демократии на всем Ближнем Востоке, включая Палестину.

У неоконсерваторов, разумеется, есть много противников, и с ними можно спорить. Однако прежде всего следует понять, что именно неоконсерватизм - путь демократии на современном этапе и один из ключевых элементов международной политики.

Источник: Yomiuri


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru