Yomiuri | 26 ноября 2003 г.
Долетит ли японский спутник до Красной планеты?
Кёко Такита
В конце прошлого месяца Агентство космических исследований Японии (JAXA) было вынуждено приостановить работу спутника наблюдения окружающей среды "Mидори-2" из-за нарушения системы энергопитания, в результате чего произошло резкое падение напряжения. Аналогичная неполадка произошла и со спутником "Нодзоми" - первым отечественным спутником, запущенным на Марс. Теперь возникают большие сомнения в том, что он благополучно долетит до Красной планеты.
17 ноября сотрудники комитета космонавтики министерства образования, науки и техники посетили офис JAXA, расположенный в городе Цукуба (префектура Ибараки) и провели проверку системы питания и солнечных батарей спутника "Mидори-2".
Сотрудники JAXA были уверены, что смогут быстро определить причины отказа энергосистемы спутника "Mидори-2", однако работы продвигались с трудом, что расстроило и обеспокоило специалистов, отвечающих за эту работу, и прежде всего начальника управления эксплуатации Цугухико Катаги.
Тем временем сотрудники Института космических исследований и астронавтики JAXA в Сагамихаре (префектура Канагава) посылали контрольные сигналы на спутник "Нодзоми" в слабой надежде на восстановление системы энергопитания.
"Нозоми" лишился питания из-за короткого замыкания, произошедшего в апреле прошлого года. Если в ближайшее время питание не будет восстановлено, спутник не сможет выйти на орбиту Марса. Более того, специалисты опасаются, что, если спутник не изменит свой нынешний курс движения, он просто врежется в Красную планету.
Агентство JAXA, независимое административное учреждение, было создано 1 октября путем слияния трех правительственных организаций: Национального агентства по развитию космических исследований (NASDA), Института космических исследований и астронавтики и Национальной аэрокосмической лаборатории Японии.
Запуск первого спутника, "Кику-1", NASDA произвело в сентябре 1975 года, и с тех пор в общей сложности было запущено 44 спутника. Четыре из них не смогли выполнить поставленной задачи из-за сбоя бортовых систем управления. Три из этих четырех спутников были самыми крупными и весили более 2 тонн.
Запуск следующих пяти больших спутников тоже потерпел неудачу из-за неполадок ракет-носителей. Успешным был только запуск спутника "Кику-7", осуществленный в ноябре 1997 года.
За спутники, предназначенные для научных исследований, каким является "Нодзоми", отвечал Институт космических исследований и астронавтики. С ними тоже возникал целый ряд технических проблем. Инфракрасный астрономический спутник, запуск которого намечен на начало будущего года, является единственной моделью, в ходе проверки которой можно установить причину предыдущих неполадок.
Одной из главный причин сбоя системы управления являются размеры спутников, которые неуклонно продолжают увеличиваться.
Создав ракету-носитель "Н-2" весом более 2 тонн с выходом на геостационарную орбиту на высоте 36 тыс км от поверхности Земли, агентство NASDA начало строительство крупногабаритных спутников.
Но чем большие размеры имеет спутник, тем больше энергии он потребляет. Первый спутник "Мидори" весил 3,5 тонны и был оснащен электрогенератором на солнечных батареях. Батареи были достаточно легкими, учитывая их генерирующие мощности, однако их малейшее повреждение приводило к блокировке системы управления, что становилось причиной гибели спутника. Кроме того, чем больше по размеру становился спутник, тем больше появлялось на нем уязвимых деталей, что пропорционально увеличивало степень риска отказа системы во время полета.
"Косвенная причина предыдущих технических неполадок заключается в том, что размеры спутников стали увеличивать, не производя экспериментальных проверок на точность новых технических параметров и опираясь лишь на базовую технологию производства спутников малых размеров", - говорит эксперт, представитель частного сектора.
Спутник большого размера, как правило, многофункционален. "Мидори" имел восемь датчиков наблюдения окружающей среды, а "Мидори-2" - пять таких устройств. Но чем больше датчиков имеет спутник, тем больше энергии он потребляет, увеличивая тем самым нагрузку на солнечные батареи и на всю систему электроснабжения.
"Нодзоми" имеет вес 540 кг и снабжен 14 датчиками. Это уже предельный вес, который может вынести его ракета-носитель. Кроме того, увеличение количества датчиков и прочих устройств производится за счет сокращения дублирующих систем и топливных запасов.
Это особенно опасно для межпланетных исследований. "В космических исследованиях бывает намного больше шансов столкновения с неожиданными ситуациями, поскольку космические полеты совершаются на очень длинные расстояния и на длительные периоды, - говорит Такэси Ории, руководитель департамента космических систем корпорации NEC. - Поэтому космические спутники должны создаваться с учетом большого запаса их прочности".
Повышение технологических требований при создании современных многофункциональных спутников ставит в тупик японских изготовителей, которые испытывают недостаток опыта в этой области.
До 1990 года правительство стремилось уменьшить зависимость Японии от американских технологий разработки спутниковых систем. Но в том году японское правительство ввело международную систему торгов для коммерческих спутников в ответ на требования США о либерализации спутникового рынка.
В результате японские компании, которые уже конкурировали с американцами по стоимости продукции, лишились возможности совершенствовать свою технологию производства спутников и их испытаний.
Все спутники радиосвязи и телекоммуникации, принадлежащие частным японским компаниям, изготовлены в США. Пять метеорологических спутников "Химавари" были произведены корпорацией NEC, однако более 60% их оснащения произведено американскими компаниями.
Производство спутников является одним из двух столпов развития космонавтики, наряду с ракетостроением. И если торговый оборот ракетостроения составляет приблизительно 74 млрд иен в год, то в сфере спутниковой связи он превышает 132 млрд иен.
Развитие производства отечественных спутников оказало бы положительное влияние и на другие сферы, такие, как телекоммуникация и автомобильная навигация, а также на все отрасли промышленности, возлагающие большие надежды на новые технологические достижения. Но если спутники будут по-прежнему функционировать ненадежно, промышленные компании обратят свои взоры на другие отрасли, такие, как волоконная оптика и т.д.
В США главными заказчиками спутников были агентство НАСА и министерство обороны. Поэтому американская промышленность имела возможность развивать современные космические технологии, которые могут применяться и в частном секторе.
А что может сделать Япония для того, чтобы ее спутниковая технология стала более надежной? Синъити Накасукэ, профессор Токийского университета и ведущий эксперт по аэронавтике и астронавтике, говорит, что залогом успеха является развитие системы массового производства спутников. "Главная проблема Японии заключается в том, что для каждого нового спутника разрабатывается особый проект. Если вы не будете строить несколько спутников одинаковой модели, вы никогда не сможете до конца определить причину отдельной неполадки", - подчеркивает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях