Financial Times | 26 ноября 2004 г.
Российский Мефистофель опасен
Филип Стивенс
Если вы заключите некое соглашение, подобно Фаусту, то в один прекрасный день вас попросят продать душу. Западные демократии уже достигли этого рубежа в отношениях с путинской Россией. Несмотря на то что сегодня происходит удушение демократии на Украине, почти нет признаков того, что Вашингтон и Рим, Берлин и Париж готовы аннулировать свои темные сделки с Москвой.
В начале своей работы в Белом доме Джордж Буш считал, что ему будет трудно решать вопросы с Путиным. Российский лидер - бывший руководитель ФСБ, и этим все сказано, говорил Буш в начале своего первого президентского срока. Это ощущение Буша подкреплялось мнением советника по национальной безопасности Кондолизы Райс, которая начинала свою карьеру в качестве советника президента Джорджа Буша-старшего по вопросам СССР и Восточной Европы. Поэтому мало кого удивило, что одним из первых действий Буша на посту президента стало выдворение из США десятков российских шпионов.
Но это было давно. Несколько недель назад Путин поздравлял Буша с победой на президентских выборах почти с таким же энтузиазмом, с каким он ныне поддерживает своего друга Виктора Януковича на Украине. Американская администрация говорит о хороших отношениях с Москвой как об одном из достижений в сфере внешней политики. Изменила свое отношение и госпожа Райс, которая заявила, что Россию следует простить за несогласие с войной в Ираке, тогда как Германию - проигнорировать, а Францию - наказать за то же. Недавно она также выразила мнение, что слабая Россия - более серьезная проблема, чем сильная.
Путинская Россия представляет собой смесь силы и слабости, за красивой оболочкой скрывается пустота. Самый главный источник могущества России - ее географическое положение. Россия граничит с регионами, жизненно важными для интересов США и Европы. Подумайте о существующих сегодня, а также потенциальных источниках геополитической нестабильности, таких как Северная Корея, Афганистан, Иран, Ирак, Кавказ, Молдавия, Белоруссия и Украина, - все они находятся вблизи России. При этом высокий спрос на нефть и газ стабилизировал российскую экономику и дал Москве важные дипломатические козыри в мире, обеспокоенном проблемами энергетической безопасности.
В то же время слабость России бросается в глаза: население страны стареет и сокращается, инфрастуктура и промышленность разрушаются, армия нуждается в реформах и испытывает нехватку средств, и наконец, продолжается жестокая война в Чечне, которую невозможно выиграть. Ужасная трагедия в Беслане, когда были убиты невинные дети, говорит о провале политики российского государства, равно как и о жестокости террористов.
Путин является искусным дипломатом. Как и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, Путин умело использовал в своих целях атаку террористов в США 11 сентября 2001 года. Россия поддержала США в войне против "Аль-Каиды", но за это добилась молчаливого согласия на то, чтобы называть чеченских повстанцев исламскими экстремистами. Было дано добро на военное присутствие США в бывших советских республиках Средней Азии в обмен более жесткую политику Москвы по отстаиванию там своих интересов, к примеру в Казахстане.
Российский лидер умеет применять правило "разделяй и властвуй". Когда-то Тони Блэр был лучшим другом Путина на Западе, Блэр помог российскому президенту наладить отношения с Вашингтоном. После того как Блэр выполнил свою миссию, он стал не нужен Путину. Сегодня отношения Москвы и Лондона - прохладные, в частности из-за того, что в Великобритании находятся лидер чеченской оппозиции Ахмед Закаев и российский олигарх Борис Березовский. Разочаровал Путин и других лидеров. Несмотря на титанические усилия, президент Франции Жак Ширак так и не смог убедить Путина начать совместно проводить политику, которая шла бы вразрез с американской политикой односторонних действий.
Европа оказалась ослаблена и разделена. Кроме Жака Ширака, с Путиным заигрывали канцлер Германии Герхард Шредер и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. В то же время, бывшие коммунистические государства Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии больше всех критикуют политику Путина, особенно усиление авторитаризма, ликвидацию независимых средств массовой информации, наступление на демократию в регионах и кампанию по удушению оппозиции внутри России.
Страны Запада не удивились тому, что независимые наблюдатели заявили о фальсификации результатов выборов на Украине. Путин вмешался в ход украинских выборов и проводил кампанию в поддержку кандидата Януковича. Конечно, Соединенные Штаты и мировое сообщество надеялись, что лидер оппозиции Ющенко будет объявлен президентом. Но этого не произошло.
Поэтому нам не следует удивляться предупреждениям о возможности санкций в отношении объявленного президентом Януковича. Госсекретарь США Колин Пауэлл в жесткой форме заявил, что незаконно избранная украинская власть заплатит высокую цену за отступление от принципов демократии. Но при этом Путин избежал порицания. Российский лидер продолжает вмешиваться во внутренние дела Грузии и Молдавии и поддерживает диктаторский режим в Белоруссии. Украина всегда была одной из целей политики Путина по подчинению стран ближнего зарубежья Москве.
Запад не осуждает политику России, так как участвует в сделке с ней. Вашингтон нуждается в помощи России в Ираке. Европе Россия нужна для того, чтобы убедить Иран отказаться от своей ядерной программы. И, само собой, мировые нефтяные компании хотят получить доступ к огромным запасам российской нефти. Поэтому Запад перестал, как раньше, обращать внимание на развитие демократии в России. Хотелось бы надеяться, что события на Украине изменят ситуацию. Но я не испытываю оптимизма.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях