Le Temps | 26 ноября 2007 г.
Большое возвращение зачумленных русских
Эрик Бертело
У банкиров, как известно, короткая память. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать за нескончаемыми перипетиями в сфере недвижимости. В вопросе клиентуры частные банкиры тоже не лишены амнезии.
В июне 2000 года М.К., российский предприниматель в агропромышленном секторе, пришел на встречу в один из старейших частных женевских банков. Сопровождающий его советник расхвалил ему достоинства этого заведения - частного и очень надежного.
Молодой главный бухгалтер не очень хорошо понимал, где проживает потенциальный клиент, и когда ему сообщили, из какой тот страны, его лицо с непробиваемой вежливостью окаменело, и он объявил посетителям, что банк не желает развивать "деловые отношения с российскими клиентами".
В августе 2007 года тот же главный бухгалтер, уже не такой молодой, но все еще работающий в том же банке, осуществил шестую за год поездку в Москву. Он полон надежд перед встречей с новыми партнерами. Банк только что переманил за большие деньги команду специалистов по России, ставшей приоритетным направлением.
Какая эволюция, какой разворот - неужели Россия радикально изменилась?
Владимир Владимирович (Путин) еще не ушел из власти, российские солдаты все еще в Чечне, ВР в своем филиале ТНК сталкивается с трудностями российского капитализма, а слухи о захвате одной нефтяной компании все еще циркулируют в московских деловых кругах.
Помимо взлета цен на нефть и расцвета определенного числа российских миллионеров ничего не изменилось. Осторожность уступила место беспрецедентной коммерческой экспансии. Многие крупные швейцарские компании имеют в Москве представителей, работающих с частными клиентами. За дело берутся охотники за головами. Теперь ищут русских по происхождению, которых еще недавно так боялись, чтобы те занимались своими соотечественниками.
Причина проста: рынок частных банковских вкладов активно расширяется только в странах с быстроразвивающейся экономикой. Российская банковская система, хоть и развивается, но все равно продолжает вызывать подозрения у своих клиентов. Банкиры, в конце концов, осознали, насколько велик этот кусок пирога. Пока еще рискованно делать предварительные оценки, но минимальная сумма в 100 млрд швейцарских франков помогает представить порядок величины роста наших частных банков.
Стоящая перед всеми нами задача (на этот раз я имею в виду и себя) заключается не в том, чтобы отправлять молодых русскоговорящих сотрудников на поиски эльдорадо.
Речь идет, безусловно, об улучшении качества наших услуг, чтобы быть в состоянии конкурировать с лондонской площадкой (в Лондоне проживают 500 тыс. россиян) и усилением российских банков, развивающихся гораздо быстрее, чем нам хотелось бы верить. Но в первую очередь мы не должны забывать, что у российских клиентов память отнюдь не короткая...
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях