Financial Times | 26 ноября 2014 г.
Российская экономика: гречневый блюз
Кэтрин Хилл
Новости о неурожае привели к тому, что россияне в панике запасаются гречкой, а некоторые крупнейшие российские продуктовые ретейлеры ввели квоты на крупу, пишет Кэтрин Хилл, корреспондент The Financial Times. "Угрозы серьезных трудностей нет: полки магазинов в Москве по-прежнему забиты разнообразными продуктами, - свидетельствует журналистка. - Однако дефицит гречки вызвал у простых граждан ощущение, что усиливающиеся экономические проблемы страны начинают ударять не только по московским элитам, которых лишили французских сыров и других западных продуктов, запрещенных в августе".
"Люди пытаются делать запасы, потому что больше не чувствуют себя в безопасности, - сказал журналистке высокопоставленный чиновник в министерстве сельского хозяйства. - Виновата волатильность российской валюты. Люди переживают, что завтра все будет стоить дороже, поэтому лучше закупаться сегодня: и, по сути, они не так уж неправы".
"Чтобы вернуть прежние возможности в том, что касается иностранных инвестиций и доверия к рублю, потребуется 10 лет роста нашей экономики", - приводит издание высказывание бывшего министра финансов Алексея Кудрина.
По оценкам финансовой группы "БКС", предоставляющей брокерские услуги, инвестиции в основной капитал, которые давно являлись причиной замедления роста, резко упали на 5% в этом году и упадут на 9% в 2015-м, при этом розничная торговля, продолжавшая до настоящего момента расти, начнет снижение в следующем году из-за уменьшения реальных доходов граждан, говорится в статье.
"Отсрочка инвестиций дает о себе знать во всех сферах, - пишет Хилл. - Когда Stadler, швейцарское предприятие, специализирующееся на строительстве поездов, поставило на прошлой неделе 25 новых двухэтажных поездов "Аэроэкспрессу", компания заявила, что ей будет трудно выплатить за заказ 380 млн евро". Ссылаясь на источники в обеих компаниях, автор сообщает, что "Аэроэкспресс" намеревается отказаться от дальнейшей закупки поездов.
"Йенс Бёльман, замглавы Германо-российской внешнеторговой палаты, заявляет, что в комплексе из стагнации экономики, санкций и слабой валюты "худший эффект - у обесценивания рубля", передает автор.
"Нигде дела не обстоят так катастрофически, как в туристическом секторе, - продолжает Хилл. - В то время как семьи затягивают пояса, а ослабевший рубль привел к удорожанию путешествий за границу, пять крупнейших туроператоров, на долю которых приходилось 60% рынка турпутевок, обанкротились в этом году".
"В энергетической и сырьевой отрасли, а это краеугольный камень российской экономики, падение рубля имеет двойственные последствия, - отмечает автор. - Оно съело прибыль некоторых крупнейших российских компаний, заставив их переоценить свои долларовые долги". Однако слабый рубль стал также облегчением для сырьевой отрасли, поскольку доходы от экспорта главным образом выражены в долларах, а расходы - в рублях.
"Ослабление рубля значительно способствовало компенсации столь же стремительного падения цен на нефть за последние месяцы, став отдушиной, которая помогла защитить большую часть корпоративного сектора, а также российский бюджет от внезапного сокращения доходов", - говорится в статье.
"Один из самых серьезных страхов российских компаний в долгосрочной перспективе - это то, что падение рубля усилит давление по рефинансированию долга в иностранной валюте, поскольку западные санкции в большой степени заблокировали доступ к новым финансовым средствам в долларах и евро", - поясняет Хилл. Труднее всего приходится банкам, которые в основном отрезаны от иностранного финансирования и получают мало доходов в иностранной валюте.
"Пока Москва старается не обращать внимания на подобные трудности, - пишет Хилл. - На интернет-сайте, недавно запущенном новостным агентством ИТАР-ТАСС, где описываются достижения Путина, российская экономика 1990-х годов рисуется в черно-белых тонах, тогда как с приходом Путина она окрашивается в яркие цвета". Что ж, как сказал Вячеслав Володин, замглавы президентской администрации: "Нет Путина - нет России".
"Однако некоторые критики президента думают, что реальное положение экономики может стать важнее для россиян, чем гордость, которую Путин им внушает, - подытоживает Хилл. - Среди многочисленных шуток, которые циркулируют вокруг гречки, одна отсылает к формуле Володина: "Нет гречки - нет России".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях