The Guardian | 26 октября 2006 г.
ЦРУ пыталось заткнуть ЕС рот по поводу тайных рейсов
Ричард Нортон-Тейлор
Германия предложила доступ к узнику в Марокко, если это успокоит оппозицию
Как может сообщить Guardian, ЦРУ пыталось убедить Германию заглушить протесты ЕС по поводу ситуации с правами человека в программе секретных "пыточных авиарейсов" одного из ключевых союзников Америки.
Как явствует из секретного разведывательного доклада, ЦРУ предлагало обеспечить Германии доступ к ее гражданину, подозреваемому в связях с "Аль-Каидой", содержавшемуся в марокканской тюрьме. Но американские секретные агенты потребовали от Берлина сотрудничества и "отвлечения давления со стороны ЕС" по поводу нарушений прав человека в этой североафриканской стране. В докладе Марокко названо "важным партнером в борьбе с терроризмом".
Из секретных документов, подготовленных для парламента Германии в прошедшем феврале, ясно, что Берлин в результате увиделся с подозреваемым, которого арестовали в Марокко в 2002 году как предполагаемого организатора атак 11 сентября.
Его перевезли самолетом из Марокко в Сирию одним из рейсов выдачи. Сирия предложила доступ к заключенному на условии, что будут сняты обвинения против сирийских агентов в Германии, обвиняемых в угрозах сирийским диссидентам. Германия сняла обвинения, но отрицала связь между двумя событиями.
Когда ЦРУ предложило сделку Германии, страны ЕС стали придерживаться почти универсальной политики приглушения критики по ситуации с правами человека в странах, где содержат подозреваемых в терроризме. Они также обходили вопросы о секретных рейсах ЦРУ, отчасти по причине все новых свидетельств их сообщничества.
Это разоблачение входит в число новых свидетельств того, как ЦРУ самолетом перевозило подозреваемых в терроризме в места, где их пытали, а Британия знала о практике, получившей название "секретных выдач". Они содержатся в книге "Самолет-призрак" Стивена Грея, журналиста, который впервые рассказал в Guardian год назад подробности о тайных рейсах ЦРУ. Более 200 рейсов ЦРУ прошло через Британию, свидетельствуют документы.
Он описывает, как пилот ЦРУ рассказал ему, что аэропорт Прествик недалеко от Глазго был популярным местом посадок для дозаправки и длительных стоянок. "Это место, где не задают вопросов, и их не надо заранее предупреждать о своем прилете", - заявил пилот.
ЦРУ использовало самолеты Air America, группы частных компаний, которой оно тайно владеет, и компании Aero Contractors. Один из самолетов ЦРУ Gulfstream V, который часто использовался для тайных выдач заключенных, летал на Диего-Гарсию, британский остров в Индийском океане, где у США есть крупная база, говорится в книге. Грей планирует опубликовать более 3 тыс. полетных журналов ЦРУ в интернете на этой неделе.
Пилоты ЦРУ, иногда пользующиеся поддельными удостоверениями личности, чьи самолеты регулярно пролетали через Британию, накручивали огромные счета в роскошных отелях, доставив подозреваемых в терроризме в тайные места, где тех пытали. Но они обнаружили места своего пребывания и имена, небрежно пользуясь мобильными телефонами и позволяя аутсайдерам следить за полетами своих самолетов.
В одном случае пилоты и экипаж ЦРУ жили на Майорке, выдав Беньяма Мохаммеда, эфиопа, выросшего в Нотинг-хилле, западный Лондон, в Афганистан, где его пытали. В начале 2002 года Беньяма держали в Пакистане, а затем перевезли в Марокко, где он, по его словам, перенес чудовищные пытки. В настоящее время он находится на базе Гуантанамо.
Беньям сообщил в заявлении своему адвокату, что его пытали более двух лет после допросов американцами и британцами. Он утверждает, что в Марокко ему показывали фотографии людей, которых он знал по мечети западного Лондона, и спрашивали об информации, полученной, как сказали ему, от MI-5.
Правительство упорно отрицает, что активно участвовало в "программе чрезвычайных выдач" ЦРУ. МИД вчера заявил, что правительство "не одобряло и не одобрит политику, облегчающую выдачу отдельных лиц через Британию в места, где есть серьезные основания полагать, что они подвергаются пыткам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях