Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 26 октября 2007 г.

Не демонизировать Россию - и не слишком любезничать с Путиным

Обзор прессы

В пятницу в Португалии проходит саммит Россия-ЕС с участием Путина, и в центре внимания СМИ - российско-европейские проблемы. Нужно ли Европе поддерживать дружеские отношения с режимом, к которому так много претензий? Об одной болевой точке напоминает сегодня вдова Александра Литвиненко. Однако видеть в России только зло - неконструктивный путь, полагают обозреватели.

Британская The Daily Telegraph задается вопросом "Нужны ли Европе такие друзья?". Сегодняшний саммит Россия-ЕС в Лиссабоне пройдет на фоне своеобразной ситуации, которая сложилась в отношениях России и Запада, пишет DT в редакционной статье. В Европе многие обеспокоены тем презрением к демократии и правам человека, которое царит в России, а также тем фактом, что критики путинского режима, как правило, умирают молодыми. Издание отсылает к опубликованной сегодня статье вдовы Александра Литвиненко, который 11 месяцев назад скончался в Лондоне в результате отравления.

Вдова Литвиненко задается вопросом, почему европейские лидеры терпят на своих саммитах человека, который возглавляет эту систему. Тут она права, пишет издание: Гордон Браун отказался от столь же сомнительной встречи - с президентом Зимбабве Робертом Мугабе.

Ответ прост: терпят из-за энергоносителей. При нынешнем положении вещей Европа, включая Великобританию, будет попадать во все большую зависимость от российских нефти и газа. Как два года назад узнала на своей шкуре Украина, если Кремль в разгар зимы решит закрутить вентиль, экономические последствия будут разрушительными.

Итак, в Евросоюзе решили, что лучший способ справиться с русским медведем - это умиротворить его, иронизирует газета, задавая затем серьезные вопросы. В приватных беседах лидеры стран Евросоюза делятся впечатлениями: при появлении Путина, мол, надо держать ухо востро. Но достаточно ли этого? Должны ли страны ЕС любезничать с этим человеком? Должен ли его репрессивный и коррумпированный режим по-прежнему входить в "большую восьмерку"?

Со стороны государственных мужей было бы правильно задаться этими вопросами сейчас, пока русские не вынудят сделать это, пойдя на еще более грубые нарушения прав человека.

Упомянутая статья в The Daily Telegraph Марины Литвиненко называется "ЕС должен принять меры против России". Вдова Александра Литвиненко пишет следующее.

Сегодня лидеры разных стран Европы соберутся в Лиссабоне, чтобы встретиться с российским президентом Владимиром Путиным на саммите Россия-ЕС. Я могу лишь предполагать, что вопросов для обсуждения у них много - от ситуации с демократией в России до темы энергетики, от Косово до Ирана. Но есть еще одна вопиющая проблема, которую на этой встрече попросту нельзя игнорировать, - убийство моего мужа Александра Литвиненко, совершенное в прошлом году в Лондоне посредством радиоактивного вещества полоний-210. Он был убит самым зверским способом, какой только можно вообразить.

За 11 месяцев, прошедшие после смерти мужа, британская полиция провела настоящее и полное расследование. В январе оно завершилось, и Королевская прокурорская служба вынесла решение, что собрано достаточно улик для предъявления Андрею Луговому обвинения в убийстве моего мужа. После этого британские власти потребовали от России экстрадиции Лугового. Россия ответила отказом.

Тем временем Путин занял позицию, которая является вызовом, считает Марина Литвиненко. Тот факт, что Путин вступился за Лугового, придает еще большую достоверность предположениям, что России есть что скрывать. Именно поэтому к началу саммита Россия-ЕС я буду в Лиссабоне. Я хочу напрямую сказать президенту Путину: я этого так не оставлю, пока я жива.

Я также хочу сказать лидерам ЕС кое-что серьезное: вы не должны садиться за стол переговоров с Путиным, не требуя от него сотрудничества с Великобританией, заключает она.

Немецкая Berliner Zeitung пишет о предстоящем саммите, предостерегая от завышенных ожиданий.

В Брюсселе выражают неопределенную надежду на то, что все вопросы, которые представляют интерес для двусторонних отношений, будут рассмотрены. Другими словами, пишет Торстен Кнуф, конкретных результатов ожидать не следует. Отношения довольно прохладны. России предстоит пройти через важные выборы, а до этого на большие перемены рассчитывать не стоит.

При этом существуют многочисленные проблемы, которые не дают покоя обеим сторонам и требуют решения. Одна из них - энергетика. С темой энергетики тесно связано запланированное принятие нового договора о партнерстве и сотрудничестве. Россия сообщила, что в Мафре она также хочет обсудить вопросы о спорных планах по размещению в Центральной Европе американской системы ПРО и коснуться Договора об обычных вооружениях в Европе. Возможно, сюда добавятся темы о будущем Косово, а также проблемы Ирана и соблюдения прав человека. Все это проблемы, которые разделяют ЕС и Россию больше, чем связывают, и, тем не менее, обсуждать их нужно. Новый саммит состоит через полгода, когда карты в России лягут по-новому, напоминает журналист.

Financial Times обращает внимание на торговые отношения Европы с Россией, в частности на сложности, возникшие в этой сфере у Великобритании.

Представители бизнес-элиты ЕС и России, сообщает Стивен Уэгстил, в четверг предупредили, что "застой" в политических отношениях способен повредить двусторонней торговле и инвестициям. В заявлении, исполненном пессимизма, которое прозвучало накануне пятничного саммита Россия-ЕС, лидеры делового мира обратились к обеим сторонам с просьбой активнее способствовать вступлению России в ВТО и добиваться прогресса в переговорах по новому договору между Евросоюзом и Россией.

Вряд ли данное заявление развеет опасения относительно отношений Евросоюза и России накануне саммита в Лиссабоне с участием российского президента Владимира Путина и представителей ЕС. Встречу будет проводить Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской комиссии. В числе проблем - беспокойство ЕС за безопасность российских энергетических поставок, торговые разногласия и недовольство России тем, что ее инвестиции в Европе наталкиваются на препятствия.

Впрочем, экономический обозреватель FT видит и позитивные подвижки. Российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко дал понять, что Москва к концу года завершит разработку долгожданного закона, касающегося стратегических секторов экономики и ограничений, налагаемых на зарубежные инвестиции. Предприниматели надеются, что этот закон, который придет на смену не всегда понятной политике, проводимой на местах, позволит сделать коммерческую ситуацию более предсказуемой.

Несколько улучшить настроение участников в преддверии саммита может и то, что "Газпром" заявил о приеме второго зарубежного партнера в свой проект по разработке Штокмановского газового месторождения. Теперь наряду с французской Total в нем приглашена участвовать норвежская компания Statoil.

"Не надо демонизировать Россию", призывает французская Le Temps. Действительно сложно, признает автор, вести откровенный диалог с путинской администрацией, окопавшейся в своем националистическом блиндаже и опьяненной новым процветанием, а не усматривать в ней корень всех зол, однако это единственный путь для Брюсселя, если он хочет наладить долгосрочные отношения с Москвой. В энергетическом плане это подразумевает предоставление определенных возможностей "Газпрому", в дипломатическом плане - приложение максимума усилий с целью убедить Москву в том, что независимость Косово будет "сепаратистским" исключением, а не прецедентом для Балкан и Кавказа. И наконец, это подразумевает необходимость вразумить некоторые страны ЕС. Да, Польша и прибалтийские страны нуждаются в защите от русского медведя. Но их страхи и обоснованные исторические обиды не должны быть помехой для возобновления партнерства с гигантом европейского Востока.

В милитаристско-националистической риторике Владимира Путина следует видеть то, чем она является на сегодняшний день: скорее словесную браваду, чем угрозу в стиле холодной войны. Россия, как ни посмотри, нуждается в Европейском союзе, к которому она всегда будет ближе, чем к Китаю, Индии, Ирану или США. С другой стороны, Евросоюз обречен оставаться главным энергетическим клиентом Москвы.

Демонизация России оправданна с точки зрения европейских генштабов, обязанных предусматривать наихудшие сценарии. Однако она не может становиться политикой ЕС - мирного союза, объединяющего 450 млн жителей, заключает Ришар Верли.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru