Frankfurter Rundschau | 26 октября 2009 г.
Антисоветский шашлык
Кристиан Эш
На стене в квартире Анны Подрабинек висят две иконы: на одной изображена Владимирская Божья Матерь, на другой - улыбающийся мужчина с бородой. За ним она в 23 года поехала буквально на край света, рассказывается 53-летняя женщина. Александр Подрабинек был сослав в Якутию по обвинению в антисоветской деятельности.
Когда рухнул советский строй, семья Подрабинек смогла вернуться в Москву, и теперь Алла удивляется тому, как прошлое возвращается, пишет обозреватель Frankfurter Rundschau Кристиан Эш.
На Александра Подрабинека, напоминает издание, стали сыпаться угрозы после того, как он опубликовал статью антисоветского содержания. Теперь он скрывается - о месте его пребывания не знают даже родственники. Перед домом, где живет семья Подрабинек, дежурят активисты движения "Наши", которые, по их словам, хотят донести до соседей, что за человек живет буквально за стенкой. Алле Подрабинек все это напоминает 1970-е - только тогда у дома дежурили агенты КГБ.
Но что значит понятие "антисоветский" в сегодняшней Москве - мегаполисе, где господствует холодный и жесткий бизнес, задается вопросом автор статьи? Дело Подрабинека абсурдно до смешного - если бы не угрозы расправы и организованная травля.
Все начиналось как фарс, пишет автор статьи. В середине сентября по распоряжению московских властей владелец ресторана в ретро-стиле на севере столицы был вынужден изменить его название. Дело в том, что слово "Антисоветская" на вывеске над словом "шашлычная" якобы унижает достоинство ветеранов Великой Отечественной войны. При этом сам владелец ресторана-шашлычной Александр Ванин уверяет, что с политикой название заведения не имеет ничего общего: просто в советские времена на этом месте располагалось известная на всю Москву закусочная, которая в народе именовалась "антисоветская" за то, что располагалась напротив гостиницы "Советская".
Из фарса был раздут настоящий скандал, продолжает автор. 21 сентября в одном из интернет-изданий появилась обличительная статья Александра Подрабинека против тех ветеранов, которых так возмутила вывеска. Обращаясь к этим ветеранам, Подрабинек предположил, в частности, что они возмутились "антисоветским" названием потому, что, "верно, были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, палачами на расстрельных полигонах".
Если отбросить эмоциональность, с которой написана статья, продолжает Эш, то комментарий Подрабинека является трезвыми рассуждениями о самом значении слова "ветеран". Ведь Подрабинека тоже можно отнести к ветеранам - только другой войны - против Советов. Почему в современной России не чтят таких ветеранов, которые выступали против советской власти в лесах Литвы или Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии или во время восстаний в ГУЛАГе?
За статьей не преминула последовать и резкая реакция - но не от самих ветеранов, которые интернет-газет в своей массе не читают, а со стороны прокремлевской молодежи, "нашистов". Кто не уважает ветеранов, тот больше не человек, заявили "Наши".
Но какое дело молодым москвичам в 2009 году до того, какое название носит один из многочисленных ресторанов столицы? Этот вопрос приходится не по душе одному из молодых активистов, дежурящих у дома Подрабинека. Речь идет не о шашлычной, а о статье, говорит студент Олег Соколов, который мечтает о карьере в политике. А название можно было и оставить, если бы, конечно, ветераны согласились, уклончиво отвечает будущий юрист.
Лариса Кузнецова, проживающая в одном доме с семьей Подрабинек, далека от политики. Девушке неприятен весь театр, устроенный перед ее окнами - она не понимает, какое отношение ко всему этому имеют жена и дочь журналиста. Что касается самой статьи, несмотря на агрессивный тон, она, по мнению Ларисы, направлена не против ветеранов войны как таковых.
Алла Подрабинек не испытывает страха перед теми, кто дежурит у ее дома, пишет автор. "Пока они стоят внизу, я могу быть уверена в том, что не случится чего-то более страшного", - говорит она с уверенностью человека, на которого когда-то уже вешали ярлык врага народа.
Как написал в своем блоге на прошлой неделе сам Александр Подрабинек, за действиями "Наших" стоят более влиятельные люди, которые поставили перед собой цель расквитаться с ним.
Недавно к делу Подрабинека подключилась Комиссия по правам человека, созданная при президенте РФ, которая подвергла критике действия "Наших", добавляет издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях