El Pais | 26 сентября 2002 г.
России выгодно сохранение эмбарго против Ирака
Пилар Боне
В то время как Кремль выступает за возвращение в Ирак инспекторов ООН, российские политики, руководствуясь исключительно прагматическими соображениями, взвешивают все за и против, анализируя, какой вариант развития событий более выгоден России. Нефть, от которой зависит состояние российской экономики, иракские долги - в общем деньги, вот что играет главную роль в этих расчетах, лишенных эмоций и моральных соображений, преобладавших перед началом операции НАТО против Сербии в 1999 году.
"Никто не хочет публично признать, что Россия заинтересована в сохранении санкций против Багдада, чтобы не допустить выход иракской нефти на мировой рынок", - заявил председатель фонда "Политика" Вячеслав Никонов. По его словам, режим Саддама Хусейна не протянет до конца года, и американцы могут завершить свою военную операцию в двухнедельный срок. В связи с этим политолог считает, что Москва должна начать серьезные переговоры с США, чтобы гарантировать соблюдение российских экономических интересов в Ираке. "Этот этап для России чрезвычайно важен. Сейчас наш голос имеет большой вес, но после падения первой бомбы на иракскую землю с нами на переговорах никто считаться не будет", - сделал вывод Никонов.
Санкции против Ирака приносят России как прямую, так и косвенную выгоду. В 2001 году в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" Москва поставила Ираку товаров на общую сумму 2 млрд долларов и перепродала 35% добытой Ираком нефти. Кроме того, повышение цен на нефть благотворно отразилось на российском государственном бюджете - 30% его доходной части составляют нефтедоллары. Проект бюджета на 2003 год, который вчера начал обсуждаться в Думе, составлен исходя из того, что цена на нефть составит 22,5 доллара за баррель.
"Россия должна прежде всего учитывать свои экономические интересы", - утверждает эксперт Александр Коновалов, подчеркнув, что снятие эмбарго означает поступление на рынок дополнительно 5 млн баррелей нефти в день. Это поставит крест на намерении России в короткий срок стать гарантом энергетической стабильности на Западе и превратиться в стратегического партнера США.
Директор Института Европы РАН Сергей Караганов считает нецелесообразным занимать жесткую позицию в отношении Ирака ("ни да, ни нет"). По его мнению, нужно вести свою игру, в долгосрочном плане предполагающую активизацию отношений с Китаем и ЕС. Перед Россией стоит альтернатива: превратиться в карикатуру на США, пытаясь руководствоваться их логикой, или присоединиться к другим мировым державам, таким, как ЕС или Китай, чтобы выступить в качестве противовеса Америке, считает Борис Пионтковский.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях