Financial Times | 26 сентября 2003 г.
Отношения Буша с Путиным искажают реальность
Джеймс Хардинг, Эндрю Джек
Одним из предполагаемых триумфов внешней политики Джорджа Буша, обаятельного, но не всегда дипломатичного президента, является его взаимопонимание с Владимиром Путиным.
Познакомившись с президентом России, Буш сказал, что "заглянул ему в душу" и увидел человека, которому можно доверять. С тех пор советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс с гордостью говорит о крепких американо-российских отношениях.
Но американцев все больше тревожит разрушение демократии при Путине, они начинают спрашивать, а что, собственно, получает Америка от своих тесных связей с Россией, и давать неблагоприятные отзывы на дружбу Буша с бывшим сотрудником КГБ.
Майкл Макфол, специалист по России в Институте Гувера (Hoover Institution), консультант американского президента по отношениям с Москвой, считает, что Буш совершает ту же ошибку, что и его предшественники, слишком много вкладывая в личные взаимоотношения. "В результате он видит Россию глазами Путина и тратит не много времени на то, чтобы увидеть другие аспекты или, в данном случае, других россиян", - говорит Макфол. По его словам, Билл Клинтон вел себя так же с Борисом Ельциным, а Джордж Буш старший - с Михаилом Горбачевым, игнорируя негативные факторы.
Сегодня начинаются двухдневные переговоры Путина и Буша в Кэмп-Дэвиде. Консерваторов на Капитолийском холме и наблюдателей в Вашингтоне беспокоит то, что личная симпатия Буша к Путину может стать проблемой, если американский президент решит мягко подчеркнуть растущую в США озабоченность по поводу политической свободы и прав человека в России. "В смысле демократии, свободы слова и свободного рынка в России было плохое лето, - говорит Брюс Джексон, тесно сотрудничающий с Белым домом и работающий в странах бывшего советского блока, отстраивающих демократию. - Это не оставляет равнодушными избирателей (в Америке), верящих в приоритетность прав человека".
Критики путинских методов правления указывают на захват российским правительством независимых телеканалов и запугивание печатных изданий. Расследование против нефтяной компании ЮКОС, начатое после того, как ее руководитель дал крупные суммы оппозиционным партиям, повредили зарождающемуся в России рынку капиталов. Имеются серьезные беспокойства по поводу нарушений прав человека в Чечне и при попытках противостоять угрозе терроризма.
Когда официальных представителей Белого дома спрашивают, проявляет ли Буш озабоченность в связи с развитием ситуации в России, они прикидываются глухонемыми. Однако источники утверждают, что эксперты администрации по России сильно обеспокоены.
Однако Вашингтон поведение России на международной арене интересует больше, чем ее внутренние дела. Белый дом вдохновляют признаки желания России оказать помощь в послевоенном Ираке. Путин разочаровал администрацию Буша, присоединившись к Франции и Германии, выступившим против иракской войны, и не сумев остановить продажу военной техники армии Саддама Хусейна.
Представители администрации Буша отмечают также, что Россия присоединила свой голос к выражениям озабоченности по поводу возможности разработки ядерного оружия в Иране, но Москва продолжает выполнять контракты на строительство атомной электростанции в Бушере.
Для России крепкие личные взаимоотношения Путина с Бушем престижны, но двустороннее партнерство намного сильнее в области символов, чем по сути.
Через полгода после того, как напряженность вокруг Ирака достигла наивысшей точки, Кремль продолжает потихоньку брюзжать об отношении России к войне. Он также считает, что не получил адекватного вознаграждения за присоединение к антитеррористической коалиции в 2001 году.
Один высокопоставленный чиновник недавно пожаловался на "двойные стандарты" США, имея в виду негативное отношение к угрозам России нанести превентивные удары по Грузии, когда имелась "вполне реальная" угроза со стороны чеченских боевиков, тогда как сами американцы начали превентивную военную операцию в Ираке, по его мнению, гораздо более сомнительную.
Для Путина одним из главных приоритетов в партнерстве являются новые рынки сбыта для российской энергии, а также стимулирование прямых иностранных инвестиций. Однако результаты пока не обнадеживают. Хотя обсуждается множество сделок, прошедший на этой неделе двусторонний саммит в Петербурге не назовешь богатым соглашениями.
Одной из проблем является несоответствие желаемого и возможного: российское правительство не добилось стабильного инвестиционного климата и верховенства закона, а Белый дом не может заставить американские компании инвестировать.
Связь с США важна для России хотя бы потому, что дает ей возможность и дальше изображать из себя сверхдержаву. У людей, встречающихся сегодня в Кемп-Дэвиде, есть политические причины для демонстрации того, что дружба между президентами эффективна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях