Die Zeit | 26 сентября 2003 г.
Демократия по-путински
Йоханнес Фосвинкель
Госбезопасность в России вернула себе контрольные функции
Российским телезрителям не нужны никакие ностальгические шоу, чтобы воспоминания о Советском Союзе согрели им душу. Им достаточно включить вечерние новости на одном из государственных каналов. Там - лишь один президент Владимир Путин, как когда-то генеральные секретари компартии. Он интересуется успехами своих министров, которые стоят перед ним, словно провинившиеся школьники. Путин навещает детей в бывших пионерских лагерях. Путин инспектирует аэрошоу под Москвой, о котором ведущий с патриотическими нотками в голосе рассказывает как о доказательстве российского статуса сверхдержавы. Отсутствуют лишь сообщения с фронта борьбы за урожай.
Унифицированные телевизионные новости свидетельствуют о постепенном выхолащивании демократии в России. Созданная по советскому образцу путинократия пытается управлять всеми важными сферами жизни общества. "Рост авторитарных тенденций начинался с первого дня президентства Путина, - говорит политолог Андрей Пионтковский. - Это осуществление того плана, который его идеологи называют "управляемой демократией".
Те, кто ею управляет, до начала своей политической карьеры носили, как правило, одежду цвета хаки. После того как глава КГБ Путин добился такого успеха, политическим шиком стало иметь за плечами службу в органах или армии. Милитаризация элиты, по данным исследования социолога Ольги Крыштановской, во властных органах столицы и регионов очевидна. Число офицеров среди губернаторов России удвоилось. Их уже больше половины в Совете безопасности, и 35% - среди заместителей министров. Коммунистическая элита сосредоточена прежде всего в министерствах экономики и печати. Многие бывшие офицеры спецслужб сохранили статус "активного офицера резерва". Они и дальше получают зарплату в ФСБ, преемнице КГБ, и за это предоставляют туда сведения с нового места работы.
В соответствии с афоризмом Путина "чекист всегда остается чекистом" бывшие агенты с их конспиративными принципами увели российскую политику в тень. Это позволяет возрождать кремлевскую астрологию, как во времена Брежнева. Однако сегодня закрытость прячется за мощным потоком дезинформации, извергающимся из управленческих структур, на которые Путин опирается в своей политике модернизации. Это фатальная ошибка, поскольку перемены никогда не бывают целью бюрократии. Она жаждет укрепления статус-кво, и, кроме того, тотального контроля над обществом.
В течение трех последних лет Путин целеустремленно свел оппозицию к сверхмалой величине. Он, вопреки нормам Конституции, разделил Россию на семь федеральных округов. Там, в аппаратах его уполномоченных, служит до 70% бывших сотрудников спецслужб, подстраивая региональных политиков под иго вертикали власти. Большинство депутатов в Думе и Совете Федерации автоматически утверждают все законы, спущенные сверху.
Чтобы народ понимал все правильно, независимые телеканалы НТВ, ТВ-6 и ТВС были захвачены или отключены. Государственные каналы в преддверии парламентских и президентских выборов получили информационную монополию на территории всей страны.
Квартиры для избирателей Путина
После СМИ под прицелом оказались социологи. ВЦИОМ, уважаемый российский институт, в начале года рассердил Кремль плохими результатами опроса относительно популярности партии "Единая Россия" и чеченской войны. Институт, формально находившийся в государственном подчинении, но с момента своего основания 15 лет назад, с начала горбачевской перестройки, работавший самостоятельно, был преобразован в государственное акционерное общество. Новые господа в совете директора в качестве первого официального документа направили директору ВЦИОМ Юрию Леваде телеграмму, в которой оповещали его об увольнении. Для 73-летнего отца-основателя российской социологии Левады это было дежавю. Уже в конце шестидесятых годов идеологический отдел ЦК уволил его из МГУ за "буржуазный объективизм". Его преемник на посту директора ВЦИОМ Валерий Федоров четыре года назад руководил избирательной кампанией кремлевской партии. Вступая в должность, он заявил, что институт должен больше заботиться о социальных и меньше о политических вопросах, вероятно как "государственная информационная спецслужба".
Унифицикация общества почти не встречает протестов. "Вся политическая элита пропитана авторитарным духом, - говорит политолог Пионтковский. - К тому же для основной массы людей демократические ценности из-за социального положения, в котором они живут, оказались дискредитированными". Единственная сила, которая может противопоставить себя охочему до власти государству - это сверхбогатые предприниматели. Борьба с олигархами недавно привела прокуратуру в офис нефтяной компании ЮКОС. Один из главных менеджеров все еще находится в тюрьме по подозрению мошенничестве. Этот шаг был призван предостеречь главу ЮКОСа Михаила Ходорковского от стремления к слишком большому политическому влиянию. В то же самое время властные группировки в Кремле борются за лучшие места при олигархах, поскольку они хотят иметь свою выходу от их частной собственности.
Большой заботой элит являются выборы. На результат приходится влиять всеми средствами государственного "административного ресурса". В Чечне все популярные оппоненты поддерживаемого Кремлем главы администрации за две недели до выборов президента вышли из предвыборной гонки или были выкинуты из списков. Перспективным кандидатам на пост губернатора Санкт-Петербурга задолго до выборов был подан сигнал, что им лучше не выставлять свою кандидатуру в родном городе Путина. Президент послал на выборы в качестве своего наместника Валентину Матвиенко. Но, несмотря на поддержку президента, ей в первом туре, который состоялся в воскресенье, не удалось добиться абсолютного большинства. Только 30% петербуржцев участвовали в управляемом голосовании.
Избирательной комиссии отводится особое место у рубильника управляемой демократии. Она жестко следит за соблюдением новых параграфов избирательного закона: журналисты должны давать взвешенную информацию и ни в коем случае не имеют права на анализ. Если один пропутинский кандидат обещает своим избирателям бесплатные квартиры, средствам массовой информации запрещено сообщать, что четыре года назад те же обещания так и не воплотились в жизнь. Это считается анализом. При двукратном нарушении избирательная комиссия может выйти с ходатайством в министерство печати о закрытии редакции до окончания выборов.
Иногда в избирательном законе путается даже президент. Еще перед петербургскими выборами он встретился с Матвиенко и пожелал ей успеха, хотя высшим политикам запрещено агитировать за кандидатов или партии. Государственные телеканалы распространили слова Путина на всю страну, после чего избирательная комиссия их слегка пожурила. Затем в субботу Путин, как почетный гость, выступил на съезде партии "Единая Россия". "Я не скрываю, что четыре года назад я голосовал за вашу партию, - сказал Путин. - Я желаю вам успеха". Председатель избирательной комиссии не захотел увидеть в этом нарушение избирательного закона. Президент, который провозгласил "диктатуру закона", лицо неприкосновенное.
В пятницу Джоржд Буш принимает своего друга Путина в Кемп-Дэвиде. Президент США только недавно похвалил прогресс в развитии российской демократии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях