Статьи по дате

International Herald Tribune | 26 сентября 2004 г.

Что случилось с Россией?

Григорий Явлинский

Скоро будет 10 лет с того момента, как Борис Ельцин начал первую войну в Чечне, и пять лет с тех пор, как Владимир Путин возобновил ее. Результат очевиден: война уничтожает Россию и сливается с международным терроризмом.

Волна актов терроризма, которая достигла кульминации в Беслане, подтвердила, что Россия имеет системную проблему. Различные непосредственные реакции - следственная комиссия Совета Федерации, создание патрулей, увольнение правительственных министров и отставка региональных правительств - не только недостаточны, но и являются бесчувственной имитацией деятельности, нацеленной на успокоение общественного мнения.

Это не означает, что нам не требуется реформировать правоохранительные и разведывательные службы, или что нам не нужно усиливать надсмотр и контроль. Все это нужно. Однако в нашей ситуации все это царапанье по поверхности не разрешает проблемы безопасности.

Чтобы противостоять терроризму, мы должны фундаментально изменить политическую и экономическую систему, которая сформировалась в России за последние 10 лет.

Эта система, столь знакомая в России, имеет, по крайней мере, 7 признаков: отсутствие независимых и политически значимых средств массовой информации; отсутствие независимого парламента; отсутствие независимого суда; отсутствие гражданского контроля над разведывательными и правоохранительными агентствами; отсутствие свободных выборов; полное слияние бизнеса и правительства; клановое правление.

Очевидно, органичной средой такой системы является широко распространенная коррупция, подавление независимых партий и мнения, дробление и распад гражданских организаций.

Каково общественное лицо этой системы? Только ложь и увертки. Мы видим это ежедневно. Свобода слова, которая была у нас в начале 1990-х, обменяна на деньги, собственность и власть. Это произошло не случайно. Эта система создавалась тщательно и сознательно под девизами: "Мы еще не готовы" или "Демократия не для России". Эту систему рекламировали как "управляемую демократию", "стабильность".

Эта система идеально подходит узкой группе людей, которые называют себя "государством" и соответствует их экономическим интересам. Разведывательные и правоохранительные службы должны обеспечивать безопасность для этой группы, а не защищать граждан от опасности или от терроризма.

Таким образом, вопрос с Бесланом заключается не в том, что конкретно там произошло, кто и что сделал или какие решения принял. Вопрос в том, как вся система отреагировала для защиты тех, кто у власти, их приоритетов, их амбиций - а не народа, не детей.

Политическая, социальная и экономическая система, действующая в сегодняшней России, неспособна защитить страну от терроризма - или создать современную конкурентную экономику, или обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Все эти косметические меры - увольнения и назначения, комиссии и указы - не помогут.

Однако это не вся проблема. В условиях жизни на руинах советской системы, под руководством наихудших элементов советской номенклатуры и при тотальном крахе всех моральных и культурных столпов, организованная манипуляция народом принесла свои плоды. Нет никого, кто мог бы изменить эту систему.

И все же мы должны плыть дальше. Мы не можем пойти ко дну в этом море цинизма и лжи. Есть указатели дороги: наша конституция с ее многочисленными несовершенствами предполагает реальное разделение исполнительной, законодательной и судебной власти; общественное телевидение и отсутствие цензуры; гражданский контроль над деятельностью правительства и сил безопасности; неприкосновенность частной собственности и честную конкуренцию. У нас есть большая часть ответов на вопрос "Что делать?" Но главный вопрос - как.

Первый шаг: широкое общественное требование открытого доступа к политически значимым средствам массовой информации, отмена неконституционной государственной цензуры. Это даст людям возможность обсуждать, что происходит в стране, объяснять характер терроризма в России, говорить о коррупции, о теневой экономике, обо всех темах, которые запрещены сегодня.

Конечно, предварительным условием этого является доступность реальной информации. Мы должны заставить людей понять, а власти признать, что репортеры - это не агенты террористов и не бандиты, а ответственные люди, способные принимать независимые решения. Мы должны потребовать, чтобы власти прекратили вставлять журналистам кляп в рот, когда они пытаются сообщить, что школа окружена вооруженной и неподконтрольной толпой и что это приведет к катастрофе.

Нам нужна настоящая массовая уличная кампания против лжи. В итоге это может привести к диалогу с руководством. Однако сначала мы просто должны позволить людям говорить и слушать. Через открытые, свободные от манипуляций и неурезанные дебаты мы сможем постепенно развить фундаментальную идею о том, что есть наша страна, основанная на демократии, ответственности и умеренности

Григорий Явлинский - лидер партии "Яблоко", самой старой либеральной партии в России.

Статья опубликована 24 сентября 2004 года



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru