Статьи по дате

The Guardian | 26 сентября 2008 г.

Как табачные компании покупали звезд большого экрана

Дэн Глейстер

"Мой голос во всех сценах звучит звонко, как колокольчик!". Исследователи раскопали, что звезды "золотого века" кино неплохо зарабатывали на страстных объяснениях в любви к табаку

Для Голливуда это был "золотой век" - эпоха, когда кинематограф диктовал нам, кто мы такие и что мы делаем на этой земле. Но он совпал с золотым веком спонсоров - производителей табака: временем, когда табачные компании платили звездам тысячи долларов, а заодно снабжали их годовым запасом сигарет за продвижение своего продукта на экране и в жизни.

Из нового исследования стало ясно, насколько прибыльными были отношения с табачным бизнесом для ряда величайших звезд той эпохи. В 1937-1938 годах Гэри Купер, Джоан Кроуфорд, Кларк Гейбл и Спенсер Трейси получили от American Tobacco по 10 тыс. долларов (146 тыс. долларов в пересчете на сегодняшний уровень цен) за рекламу бренда Lucky Strike. В тот период компания-производитель выплатила кинозвездам в общей сложности 218750 долларов, что составляет более 3 млн долларов на нынешние деньги.

Данные исследования, опубликованные в журнале Tobacco Control, гласят, что без малого 200 звезд, две трети из которых принадлежали к самым "кассовым" актерам периода с конца 1930-х по 1940-е годы, были связаны контрактами с табачными компаниями.

Роман сигарет с кинематографом начался с появлением звукового кино. В 1927 году Эл Джонсон, звезда фильма "Джазовый певец", раскручивал Lucky Strike, а заодно и киностудию, где работал, - Warner Bros.

В газетной рекламе, восхваляющей технологию "поджаривания", которая использовалась при производстве Lucky Strike, цитировались слова, якобы произнесенные актером: "В звуковом кино требуется четко выговаривать слова. Поджаривание уничтожает все раздражающие вещества, поэтому мой голос во всех сценах звучит звонко, как колокольчик. Вот что я вам скажу, ребята: добрый старый вкус Luckies нежит и успокаивает, как лучшая из существующих песен о "Мамми" (негритянская баллада, хит Эла Джонсона).

Федеральная комиссия по торговле провела проверку этой рекламной кампании и пришла к выводу, что реклама American Tobacco вводит потребителей в заблуждение.

Но пример оказался заразительным. В том же году режиссер Кинг Вайдор сказал: "Как здорово отыскать сигареты, которые успокаивают нервы, а одновременно предохраняют тебя от раздражения слизистой оболочки горла: недомогания, которым обречены страдать кинорежиссеры".

Продвижение сигарет как приметы изысканности и здорового образа жизни - вот задача, словно бы созданная специально для профессиональных актеров. В 1937 году Кароль Ломбард взамен на приличествующую мзду заявила: "Когда я снималась в "Качайся высоко, качайся низко", мои голосовые связки испытывали необычайное напряжение. (...) Но я могла весь день курить Luckies, и у меня не першило в горле. Большинство в съемочной группе тоже их предпочитает".

Компания-производитель тщательно старалась создать впечатление, что кинозвезды выбирают Luckies.

"Мне всегда удается стрельнуть Lucky у Джоан Кроуфорд или Кларка Гейбла, - писала Мирна Лой в 1937 году в специальном заявлении для рекламы, скрепленном ее подписью, - или даже у большинства новичков на студии".

В 1940-е годы табачные компании спонсировали радиопередачи, где звезды в перерывах между съемками расслаблялись, рассуждая на столь разные темы, как новые фильмы с их участием и их любимые сигареты.

"Лорен, ты знаешь, какой сигаретой я тебя сейчас угостил? Это Lucky Strike", - сообщал Джек Бенни гостье его радиопередачи Лорен Бэколл в начале января 1947 года, когда снималась картина "Иметь и не иметь".

"Я знаю. Это и мой любимый сорт, - отвечала Бэколл. - Они такие круглые... такие твердые... такие плотно набитые... так легко раскуриваются... такие приятные на вкус".

Рекламные агентства старались, чтобы курение было неотъемлемой частью работы кинематографистов, а табачный дым на киноэкране воспринимался как свидетельство творческих порывов. В действительности, уверяют авторы исследования, эти взаимосвязи были порождены чисто коммерческими мотивами.

"Традиция "перекрестной рекламы" в золотом веке Голливуда и сегодня используется как подтверждение тезиса, что курение - неотъемлемая часть искусства кино. Но реальные доказательства свидетельствуют: эта интеграция была чисто коммерческим сотрудничеством, которое осуществлялось "согласно заключенному контракту" табачными компаниями, крупными студиями и многими из самых легендарных звезд той эпохи".

К началу 1950-х годов табачная промышленность стала уделять главное внимание телевидению. Но к 1980 году курение вернулось на экраны, хотя все больше становилось известно о его вреде для здоровья.

Споры о том, допустимо ли на экране курение, продолжаются и сегодня. Авторы исследования выступают в поддержку усилий включить фильмы, где персонажи курят, в категорию "Лица моложе 18 лет не допускаются".

"Противники этих усилий, - сказано в статье, - исходят из того, что мейнстримовское кино - это вид искусства, куда не должны вторгаться общественно-политические задачи. Однако традиция тесного сотрудничества между кинематографом и табачной промышленностью свидетельствует, что киноиндустрия всегда была готова услужить коммерческим целям табачной отрасли".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru