Financial Times | 26 сентября 2013 г.
Российские энергоносители: замороженные активы
Гай Чейзан
В ситуации, когда запасы обычной нефти уменьшаются, Кремль возлагает надежду на сибирскую "сланцевую нефть", пишет Financial Times. "Советская власть предприняла колоссальные усилия, пытаясь освоить обширные нестандартные месторождения нефти", - утверждает журналист Гай Чейзан. По его словам, вблизи устья Печоры на Крайнем Севере даже проводились эксперименты с ядерными зарядами, но ничего не получилось, кроме превращения песчаника в стекло.
Однако сегодня российские нефтяные компании приблизились к изобретению способа добычи сланцевой нефти. Львиная доля запасов - Баженовское, одно из крупнейших (по предположениям экспертов) месторождений сланцевой нефти на планете. Есть версия, что здесь можно добыть до 100 млрд баррелей нефти - в 5 раз больше, чем месторождение Бэккен в Северной Дакоте, этот "двигатель" нефтяного возрождения США.
В Москве многие надеются: благодаря Баженовскому Россия еще на долгие годы останется одним из крупнейших в мире экспортеров нефти. Сохранение объемов добычи нефти имеет ключевое значение для "проекции российской мощи", которую практикует Кремль, добавляет автор. Между тем в 2010 году министерство энергетики предостерегло: если не изменить политику кардинально, к 2020 году объемы добычи могут упасть до 7,7 млн баррелей в день.
"Через 20 лет Баженовское, возможно, станет основным источником нефти для России - даже крупнее, чем океаны Арктики", - говорит Леонид Федун. Это вице-президент "Лукойла" - крупной российской компании, которая начала заниматься сланцевой нефтью.
Геологи хвалят аргентинское месторождение Вака-Муэрта и Сычуаньский бассейн в Китае. Но Баженовское затмевает всех своими размерами, отмечает автор.
Это настоящий магнит для российских и западных компаний. Геологическую разведку в этом районе ведут почти все российские "мейджоры": "Роснефть", "Газпром Нефть", "Сургутнефтегаз", а также вышеупомянутый "Лукойл".
"Россия также начинает обращаться к опыту компаний, стоящих за "сланцевой революцией" в Северной Америке", - отмечает автор. По словам Тома Рида, главного управляющего компании Ruspetro, российские филиалы сервис-компаний - Baker Hughes, Halliburton и Schlumberger - перекидывают оборудование и специалистов из Техаса в Сибирь. "Полномасштабная передача технологий от Запада к Востоку", - называет это автор.
Но остается много неясностей, подчеркивает автор. Специалисты жалуются: если из одной скважины бьет нефть, то из другой, пробуренной рядом, может поступать кероген.
"Ключевой вопрос - зрелость: созрело ли Баженовское как источник углеводородов? - говорит Тейн Густафсон, автор книги об истории российской нефтяной промышленности "Колесо Фортуны". - Если оно не созрело, нам, возможно, придется ждать еще несколько миллионов лет".
Другие проблемы: суровый климат, плохая транспортная доступность, дороговизна скважин (в 5 раз больше, чем обычная, по подсчетам "Лукойла").
Как бы то ни было, Кремль продвигает налоговые льготы, чтобы оживить индустрию. По словам Рида, прибыль может вырасти до 60 долларов за баррель.
Газета находит преимущества, которые имеет добыча сланцевой нефти в России. "Геологические запасы находятся на полностью оборудованных нефтепромыслах, где есть нефтеперерабатывающие предприятия, нефтепроводы, города, дороги и бригады бурильщиков", - пояснил Федун.
"Кроме того, в отличие от многих европейских стран со сланцевыми ресурсами, Россия почти не сталкивается с выступлениями экологов против фрекинга, особенно в малонаселенной Сибири, где нефтепромышленность для многих - способ заработать на жизнь", - говорится в статье.
Густафсон уверен, что Россия может перенять американские технологии добычи сланцевой нефти. "Когда США впервые применили атомную бомбу, русские поняли, что это реально, и последовали их примеру, - поясняет он. - Тут выйдет точно так же". Кстати, многие российские нефтяники утверждают, что изобретатель фрекинга - советский геолог Юрий Желтов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях